"Долгая счастливая жизнь", Геннадий Шпаликов, 1966 г., 72 мин.
Просто встретились два одиночества,
Развели у дороги костер,
А костру разгораться не хочется,
Вот и весь, вот и весь разговор.
Шпаликов - знаменитый шестидесятник, поэт, сценарист замечательных фильмов: "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича" («Мне двадцать лет»), "Я родом из детства"...
Настоящий романтик, человек большого мужества, он не смог, не захотел менять себя после окончания "оттепели", и таки покончил с собой в 37 лет. Все помнят его песню «А я иду, шагаю по Москве…»
Геннадий Шпаликов, настоящий поэт, с трагической судьбой
"Долгая счастливая жизнь" - единственный фильм, где он режиссёр. Перед нами авторское кино. А не мелодрама, как написано кое где. То есть, любители мелодрам, - не стоит вам смотреть эту картину, запросто можно не понять её главных смыслов.
Оператор - Дмитрий Месхиев.
В ролях: Инна Гулая, Кирилл Лавров, Павел Луспекаев.
Геолог Виктор (Кирилл Лавров) встречает красивую, добрую и открытую девушку Лену (её играет жена Шпаликова Инна Гулая).
Он ей нравится, да и сам ею увлекается. Причём кажется обоим, что это судьба, впереди "долгая счастливая жизнь"...
Фильм оказался слишком сложен не только для зрителей, но и для критиков. Думаю, это сыграло роковую роль в судьбе Шпаликова, да и его жены (она тоже кончит жизнь трагически, в 1990 году).
Нынче главное всё же написано об этой превосходной картине. Например, здесь и здесь (а вот в этой статье, ИМХО, есть и неверные суждения, и спекуляции.)
Но всё же сказано не всё. Так, все отмечают удивительный отзыв Антониони о концовке фильма. Но почему-то никто не задумался, отчего великий итальянский режиссёр, обычно скупой на похвалы, написал небывалые слова о концовке "Долгой счастливой жизни".
Вспомним "Затмение" Антониони. В чём смысл названия фильма? В том, что встречаются мужчина и женщина и кажется, что они очень близки друг другу. Но на самом деле, выясняется, что внутренне они совсем разные. Просто абберация восприятия со стороны, как при затмении, когда кажется, что два небесных тела стали единым целым, между тем, их разделяют миллионы километров.
Не то же ли самое происходит у Шпаликова?
Внутренняя тема тоски и одиночества людей, невозможности для них любви. Причём в обоих фильмах женщины ещё готовы открыться, любить, а вот мужчины уже не могут, другие интересы для них важнее.
Любителям хороших концов в фильмах, пожалуй, не стоит смотреть "Долгую счастливую жизнь". Метафизическая тоска - вот главное настроение феноменального конца картины. К тому же надо хорошо помнить "Аталанту" Жана Виго, иначе символика, связанная с баржей, окажется непонятной.
Ещё я не нашёл упоминания критиками удивительной, почти сюрреалистической сцены на корабле, когда люди занимаются утренней зарядкой. Между тем, эта сцена представляется мне очень значительной. Ведь перед нами не иначе как символ "социалистической действительности". И, конечно, герой фильма уходит не только от женщины, но и от этой самой "зазеркальной" действительности. Здесь надо отметить, что Геннадий Шпаликов несомненно претерпел большую эволюцию своих взглядов на наше общество, буквально за пять лет (в "Заставе Ильича" ещё есть наивная вера в "ленинские идеалы" - в то, что можно очистить кровь и грязь со "знамён революции"). Окончание "оттепели" поэт чувствует очень остро и изучает его на молекулярном уровне.
Сергей Кудрявцев несомненно ошибся, когда написал, что снижает оценку фильму из-за того, что театральные его сцены не удались (симптоматично, что он даже спутал название чеховской пьесы, на кинопоиске исправили, а в книге так и остались "Три сестры"). Они имеют несколько смыслов. Во-первых, это напоминание о том, что во времена Чехова многие люди жили надеждой на будущие светлые времена. Но правильно ли это, жить будущим?..
Во-вторых, театральные сцены показаны сквозь призму сознания молодых героев фильма. Отчасти поэтому ещё они кажутся несколько искусственными.
В-третьих, выбор самих сцен, конечно, не случаен. Так, они начинаются с места, меня когда-то поразившего - когда Фирс говорит о воле как о несчастье. Здесь нам как бы напоминают о том, что нельзя судить о человеческой жизни плоско, руководствуясь только идеями социальной справедливости. Потом конкретно показывают сцену, когда Раневская даёт целый золотой случайному прохожему, в то время, когда у неё самой материальные трудности. Здесь можно говорить о неискоренимом прекраснодушии русских людей - ведь героиня фильма Лена похожим образом пытается жить в согласии со своей верой в "светлое будущее", она почти ничего не знает о Викторе, но это её не смущает.
И в четвёртых, похоже Шпаликов не любил театр, предпочитая ему искусство кино
Жаль, что у нас совсем мало кто помнит и знает этот фильм. Мой сын испытал гордость за эту ленту (он поставил ей десятку), особенно узнав отзыв Антониони.
— Инна там гениальная! — восхищался Шпаликов. И правда, она не играет, а живёт в своей роли.
9,5 из 10.