"Монолог", Илья Авербах

"Монолог", Илья Авербах

Сообщение paia » 25 окт 2016, 15:31

"Монолог", Илья Авербах, 1972 г., 100 мин.

Профессор Сретенский ведёт монолог - не только с собой, о главных вопросах жизни, но и со своей дочкой, и с внучкой. Отчего же - с ними-то - не диалог? От того, что те его не слышат, ведь истины наших родителей нами чаще всего не усваиваются, каждое поколение их ПЕРЕЖИВАЕТ заново...

Пересмотрел фильм, спустя ..40 лет :smile:
Когда-то был знаком с дочкой замечательного режиссёра, Машей. В кинотеатре она сейчас кратко выступила перед сеансом.

Картина мне понравилась больше, нежели в первый раз. Как выяснилось, эта картина - не для молодых людей.

Изображение

Прекрасное ДУШЕВНОЕ кино :Yahoo!:

Но удивительно: кажется, никто не заметил, что это диалог Ильи Авербаха с Ингмаром Бергманом. Его вариант "Земляничной поляны". Вспомним, в этой знаменитой картине старый профессор пытается понять какие ошибки он сделал в жизни, отчего он долгое время одинок, почему его сын никого не любит?

Изображение

Вот и герой Авербаха, профессор Сретенский - не только ведёт похожие диалоги со своей домработницей (у Бергмана экономка, с которой профессору Боргу сильно повезло, что не мешает им постоянно пикироваться) , но и приходит к аналогичным вопросам: отчего от него ушла жена, почему его никто никогда не любил ?..
Да и дочка у героя Авербаха (во впечатляющем исполнении Маргариты Тереховой: как же меняется лицо её героини на протяжении фильма!) тоже никого не любит, а скорее позволяет себя любить.
Есть, конечно и разница: герой "Земляничной поляны" - настоящий сухарь и эгоист, герой "Монолога" душевнее его. И всё же ещё вопрос, каким он был - до встречи со взрослой дочерью. Ведь он - учёный высокого ранга, во многом фанатик науки - и вряд ли уделял в молодости своей жене много внимания.Вот и дочь свою он не узнаёт. Поскольку, очевидно, её вовсе не знал раньше. Что также говорит об эгоизме. Как и невозможность для профессора Сретенского вести не монолог со своими близкими, а ДИАЛОГ. Да-да, иногда всё же любимые родители могут удержать своих детей от каких-то страданий, если постараются наладить настоящий диалог.
Вспомним также, что фильм Бергмана начинается с закадрового монолога профессора Борга, да и заканчивается им (а в середине часто показан поток его сознания; в конце "Монолога" также показан поток сознания героя - разговор с призраком юной девушки).
Оба героя сильно меняются на протяжении фильмов. Правда, если у Бергмана проходят два дня, то у Авербаха почти 20 лет. Но изменения обоих профессоров - в лучшую сторону, оба приходят к переоценке своей жизни, оба добреют :smile: И оба - под женским влиянием, точнее - общаясь с близкими женщинами-родственницами.

Изображение

Фильм Авербаха сложный, многослойный. ИМХО, это лучшая его лента.

Моя оценка 9,5 из 10.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Вернуться в Отзывы о фильмах

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2

cron