Рай у Лермонтова - это целая тема. Пожалуй, не готов раскрыть, пусть кто-нибудь поможет.
Надо хорошо помнить и "Демона", и "Мцыри", и разные стишки.
Помню только главные смыслы...
Смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Вот чего он не мог простить христианству.
Искал другого рая, бунтовал, пытался примирить духовное начало в человеке с телесным. Лермонтов нёс в себе противоречие между человеком внутренним и внешним, и пал жертвой этого разлома.
Его любимой книгой был Апокалипсис...
Всю жизнь поэт чувствовал в себе борьбу двух начал. Его воспитательница бабушка была строгой ортодоксальной воцерковлённой христианкой и связывала влияние тёмных сил на своего внука с - как бы МЫ сказали - кармой рода. Она считала, что их далёкий предок продал душу дьяволу. Вот, что пишет об этом знаменитый русский философ Владимр Сергеевич Соловьёв:
«В пограничной с Англией краю Шотландии вблизи монастырского города Мельроза, стоял в 13 веке замок Эрсильдон, где жил знаменитый в свое время и еще более прославившийся впоследствии рыцарь Томас Лермонт. Славился он как ведун и прозорливец, смолоду находившийся в каких-то загадочных отношениях к царству фей и потому собиравший любопытных людей, вокруг огромного старого дерева на холме Эрсильдон, где он прорицательствовал, и между прочим, предсказал шотландскому королю Альфреду III его неожиданную и случайную смерть. Вместе с тем эрсильдонский владелец был знаменит как поэт, и за ним осталось прозвище стихотворца, или, по-тогдашнему, рифмача – Thomas the Thymer; конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.
Через несколько веков одного из прямых потомков этого фантастического героя, певца и прорицателя, исчезнувшего в поэтическом царстве фей, судьба занесла в прозаическое царство московское. Около 1620 года, пришел с Литвы в город Белый из Шкотской земли выходец именитый человек Юрий Андреевич Лермонт и просился на службу великого государя, и в Москве своею охотою крещен из кальвинской веры в благочестивую (т.е. православную). И пожаловал его государь Михаил Федорович восемью деревнями и пустошами Галицкого уезда, Заблоцкой волости. И по указу великого государя договаривался с ним боярин князь И.Б. Черкасский, и приставлен он, Юрий, обучать рейтарскому строю новокрещенных немцев старого и нового выезда, равно и татар».
От этого ротмистра Лермонтова в восьмом поколении происходит наш поэт, связанный и с рейтарским строем, подобно этому, своему предку XVII века, но гораздо более близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу, с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом. Возможно, его реинкарнация.
Между тем, Н. А. Бердяев называл Лермонтова самым религиозным русским поэтом
Вот божественное начало.
АНГЕЛ
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз.
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Удивительно, это написано в 17 лет!
Но тогда же, в 1831, написано и
Я не для ангелов и рая
Всесильным Богом сотворён,
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.