Конечно, об этих проблемах думали ещё
древние.
Моя любимая - самая умная книга Ветхого Завета -
книга Иова вся написана прямо на эту тему
До этого царствовало
родовое сознание: считалось, что грех наказывается не только в лице грешника, но и его потомков.
Друзья Иова излагают как раз различные теории теодицеи. Причём Бог их ...отвергает!
Он принимает вопль и протест Иова, который оказывается более правым, чем его благочестивые собеседники. Однако ответа на вопрос о теодицее книга не дает. Иов примиряется с Богом, встретив Его лицом к лицу, в чем содержится намек на несостоятельность традиционных толкований тайны. Тайна зла остается несводимой к известным человеку понятиям и представлениям.
Проблема теодицеи решается не теориями, а полным доверием к Богу, образец которого явило дерзновение Иова.Кстати, последнего не понимают многие
, - говорят, что в книге Иова нет конца, но это - не так
В ВЗ нет ответа на вопрос, почему змей стал противником Бога и соблазнил Адама (Быт 3).
Впрочем, в Быт 49:24 подчеркивается, что даже человеческое зло Господь может обратить в добро. (Один монах в XVII веке додумался до такой идеи: Бог может сделать мир ...
небывшим )
Знаменательно, что и НЗ не говорит о метафизич. причине зла, а
учит, как жить в мире, где есть зло, и как вести с ним борьбу.
Согласно ап.Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола (1 Ин 3:8). В Откр (12:9) он прямо отождествляется с Эдемским змеем и драконом (чудовищем Хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет духовную причину. Впервые об этом со всей ясностью сказано в апокрифич.
Книге Еноха, где причиной Падения является
свободная воля духовных существ, воспротивившихся воле Творца.
Было ли зло до появления человеков