Питер Брейгель Старший "Охотники на снегу" 1565 г.
У Брейгеля эстетические критерии бытия доминируют над всеми другими его измерениями. Истина, Добро и Бог оказываются производными Красоты. Другими словами, Идеал для Брейгеля - Красота. Его полотна не надо осмысливать, обьяснять, интерпретировать. Брейгель - чистое искусство. Андрей Тарковский, восхищавшийся Брейгелем, одной из мизансцен "Зеркала" сделал брейгелевских "Охотников в снегу", развив деталь картины Брейгеля - доска, готовая вот-вот оборваться с крыши дома - до завершения (через целый ряд логической цепочки вероятностных событий). На переднем плане этой мизансцены у Тарковского находится мужчина. Видно, как пульсирует мозг через костный дефект черепа. Брейгелевское напряжение у Тарковского становится в один психопатологический ряд тревоги и скрытого ужаса, так часто охватывающих героев Достоевского: в "Зеркале" Идиот органически вписывается в брейгелевскую атмосферу. Из частных бесед с Андреем Тарковским известно, что Брейгель и Достоевский стояли для него рядом. О значении картины в фильме "Солярис" см. здесь.