Про Евангелие

О переводах Евангелия (три ссылки)

Сообщение paia » 23 мар 2010, 19:46

Тема сложная. Синодальный перевод (СП), законченный к 1876 году, давно устарел (надо иметь ввиду, что на самом деле он делался ещё раньше на 60 лет: "Четвероевангелия"под редакцией будущего митрополита (а с с 1994 и святого) Филарета, В. М. Дроздова вышло на русском в 1819 году; СП - на 95 % его повтор). К его поэтике, тем не менее, многие привыкли...

В XX в. появилось лишь два русcкого перевода Нового Завета (так называемый перевод нового мира сделан иеговистами, я его не читал и не собираюсь, там даже нет названия "Новый Завет"). Оба вышли за рубежом. Первый был предпринят в 1953 под эгидой Британского и Иностранного библейского общества. Редакцию возглавлял епископ Кассиан. Переводчики основывались на "критическом издании" выдающегося немецкого библеиста Эберхард Нестле. Конечно, эмигрантский перевод далёк от совершенства, но всё же он во многом может считаться лучше СП. Известный писатель Борис Зайцев принимал участие в литературной редакции текста.
Вот он, перевод Кассиана, полностью издан в 1970 году. Купить в Украине.
Второй перевод был издан в США американскими баптистами (напечатан параллельно с англ. версией, в 1977 году).

Только в самом конце XX века сразу несколько специалистов стали работать над новыми переводами Нового Завета.
К сожалению, академик С. С. Аверинцев не закончил перевод Нового Завета. Перевод Аверинцева.
Купить на Озоне.
Здесь дешевле, но сейчас нет.

И несколько слов о переводе В. Н. Кузнецовой, или переводе "Радостная весть". Валентина Николаевна Кузнецова - прихожанка о. Александра Меня, филолог-классик, редактор издательства "Русский язык". Начала работу над переводом «Радостная Весть» в середине 1980-х по благословению и с непосредственным участием о. Александра. В начале 1990-х гг. отдельные части Нового Завета в переводе В.Н.Кузнецовой публиковались издательством "Наука". С 1991 г. В.Н.Кузнецова - научный сотрудник Российского Библейского общества. В 1992-1993 гг. она проходит стажировку в Абердинском университете (Шотландия) под руководством одного из крупнейших специалистов по Новому Завету Пола Эллингворта (PaulEllingworth) и продолжает работу над переводом. По окончании стажировки В.Н.Кузнецовой присвоена ученая степень магистра богословия. Подробнее
Купить на Озоне.
Купить в Украине.
Купить по самой дешёвой цене.
Купить в центре Питера ещё дешевле.

Есть и ещё переводы, например, здесь. Но не обольщайтесь, к примеру, у меня есть перевод Лутковского, читал его, но лучше бы не читал 8)
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Начало Нагорной проповеди, 4 перевода

Сообщение paia » 25 мар 2010, 00:16

Интересно сравнить лучшие переводы ;)


5 глава от Матфея, заповеди блаженства,

синодальный перевод


Перевод Кассиана:

1 Увидев же народ, Он поднялся на гору; и когда сел, подошли к Нему ученики Его.
2 И отверзши уста Свои, Он учил их так:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены.
7 Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.
10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.




Перевод Аверинцева:

1 И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору; и когда Он сел, ученики Его подошли к Нему.
2 И отверзши уста Свои, Он стал учить их, говоря:

3 "Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царствие Небесное.
4 Блаженны скорбящие,
ибо будут они утешены.
5 Блаженны кроткие,
ибо они примут в удел землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды,
ибо будут они насыщены.
7 Блаженны милосердные,
ибо будут они помилованы.
8 Блаженны те, чьи сердца чисты,
ибо увидят они Бога.
9 Блаженны миротворцы,
ибо наречены они будут сынами Божьими.
10 Блаженны гонимые за правду,
ибо их есть Царствие Небесное.
11 Блаженны вы, когда станут вас бесчестить и гнать, и лживо скажут про вас всякое худое слово из-за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.




Пер. Кузнецовой:

Увидев толпы народа, Иисус поднялся на гору. Он сел и к Нему подошли ученики. (2) Иисус начал их учить. Он сказал:

3 — Как счастливы те, что бедны ради Господа!
Царство Небес — для них.
4 Как счастливы те, что скорбят!
Бог их утешит.
5 Как счастливы кроткие!
Бог им отдаст во владение землю.
6 Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней!
Жажду их Бог утолит.
7 Как счастливы милосердные!
И к ним будет Бог милосерд.
8 Как счастливы те, у кого чистое сердце!
Они Бога увидят.
9 Как счастливы те, что добиваются мира!
Бог назовет их Своими сынами.
10 Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней!
Царство Небес — для них. =

11 Будьте же счастливы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас, обливая вас грязью из-за Меня! (12) Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах! Так гнали пророков, которые жили до вас.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

сегодня Великий вторник

Сообщение paia » 30 мар 2010, 03:56

А Вы верите во Второе пришествие?


И выйдя из храма, Иисус хотел идти, и подошли ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
А Он ответил: видите вы всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, который не будет опрокинут.
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввёл вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это ещё не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё.
И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
Претерпевший же до конца, тот будет спасён.
И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.

................
И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
Тогда, если кто вам скажет: „вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25 Вот Я наперёд сказал вам.


....
42 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой день Господь ваш придёт.


Евангелие от Матфея, гл. 24, пер. Кассиана.


Первое Послание Ап. Иоанна, гл. 2:
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Син. пер.

28 Так живите в Нём теперь, детки, и тогда, когда Он будет явлен, мы не будем ведать страха и не станем прятать глаз от стыда при Его возвращении. Пер. Кузнецовой.


Изображение
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд» (Владимир, Успенский собор), 1408

Та же тема через 100 лет, у И. Босха.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Гностические апокрифы

Сообщение paia » 23 ноя 2012, 01:02

Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный, тайный), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне.

Новозаветных апокрифов около 50. Учёные спорят, какие из них самые древние. Возможно, некоторые гностические евангелия были написаны до тех, которые были признаны каноническими.

Если судить по каноническим Евангелиям, Мария Магдалина - фигура загадочная. Там есть некая фигура умолчания.

Вот православная версия. А здесь попытка приоткрыть тайну. Да, есть версия, что именно этой Марией написано Евангелие от Иоанна, что именно она - любимый ученик Иисуса Христа.

От Евангелия от Марины Магдалины сохранилось меньше половины. Это примерно 8 страниц из 20, два отрывка.

Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и вознесением Иисуса.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Евангелие от Марии Магдалины

Сообщение paia » 23 ноя 2012, 01:03

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ

Страницы 1-6 утрачены

[7] ...] Материя тогда разрушится или нет?
Спаситель сказал: "Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет её единственную природу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
Петр сказал ему: "Коли Ты разъяснил нам все вещи, скажи нам ещё это: что есть грех мира?"
Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех". Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить её к её корню". Далее он продолжил и сказал: "Вот почему вы болеете и умираете, ибо вы любите то, что вас обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всём теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал: "Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввёл вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!" Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте Евангелие царствия. Не ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им".
Сказав это, Он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем мы к язычникам и проповедуем Евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?"
Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам. Лучше же восхвалим Его величие, ибо Он приготовил нас и сделал нас людьми". Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.
Пётр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали". Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это". И она начала говорить им такие слова: "Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала Ему: "Господи, я созерцала Тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде Меня. Ибо где ум, там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, - он созерцает душой или духом?" Спаситель ответил мне и сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, - и тот, который созерцает видение, и он....


Страницы 11-14 отсутствуют.

[15] ..его. И вожделение сказало: "Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей. Почему же ты лжёшь, принадлежа мне?" Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала". Сказав это, она удалилась в великом ликовании. Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание". Она спросила душу, сказав: "Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди!" И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что всё подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные". Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма - это тьма; вторая - вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; шестая - лукавство плоти; седьмая - яростная мудрость. Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: "Откуда идёшь ты, убивающая людей?" - или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?" Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение моё пришло к концу, и незнание умерло. В мире я была разрешена от мира и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли".
Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, не открыто? Должны мы обратиться и все слушать её? Предпочёл он её более нас?"
Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моём уме или я лгу о Спасителе?" Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел её достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть её? Разумеется, Спаситель знал её очень хорошо. Вот почему он любил её больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и будем проповедовать Евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель". Когда [...] и они начали уходить, дабы провозглашать и проповедовать. Евангелие от Марии



Комментарии М. Трофимовой.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Про Евангелие от Фомы

Сообщение paia » 25 ноя 2012, 17:23

Ещё один апокриф, написанный в середине I века, то есть, раньше создания канонических Евангелий, - Евангелие от Фомы.

Отчего я так думаю? Во-первых, не только я, см., например, мнение современного переводчика: "Примитивная структура памятника, а также его близость к гипотетическому «источнику логий Q» позволяют датировать его относительно ранним периодом — по крайней мере, до создания синоптических Евангелий."
Во-вторых, моя интуиция, всё же мать и отец у меня были филологами (это бабушка-дедушка - врачами), так что - филологическая интуиция.

Полностью Евангелие от Фомы содержалось во Втором кодексе Наг-Хаммади (NHC II). Так что это - двойной перевод: греческий - коптский - русский.

Частично греческую версию Евангелия нашли на 50 лет раньше, в Оксиринхе.

Изображение

Памятник хорошо сохранился, лакуны почти отсутствуют.

Предисловия и примечания здесь.
Ещё известная статья.

Авторство этого удивительного произведения приписывается Дидиму Иуде Фоме – легендарному Фоме Неверующему, одному из 12 апостолов Иисуса Христа, который в неканонической традиции считается его «братом-близнецом».

Только на русском языке вышло десять книг - попыток разобраться с этим сакральным текстом.
Интересен психологический комментарий в парадигме Юнга.
Ошо-Раджнеш написал про "Евангелие от Фомы"целый том - "Горчичное зерно" - одну из лучших своих книг: http://oshoworld.ru/library/Osho_books/ ... noe_zerno/
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Евангелие от Фомы

Сообщение paia » 25 ноя 2012, 17:24



Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

1 Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт, и, когда он найдёт, он будет потрясен, и, если он потрясён, он будет удивлён, и он будет царствовать над всем.

2 Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! — тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.

3 Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы — дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы — бедность.

4 Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.

5 Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед Лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, — откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.

6 Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо всё открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.

7 Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.

8 И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил (семена). Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер на одну.

10 Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.

11 Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.

12 В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы — одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?

13 Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля.

14 Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.
И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им: Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.

15 Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу. И если вы приходите в какую-то землю и идёте в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят. Тех, которые среди них больны, лечите. Ибо то, что войдёт в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит.

16 Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рождён женщиной, падите ниц (и) почитайте его; он — ваш Отец.

17 Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир (eirhnh) в мир (kosmoV), и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные.

18 Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.

19 Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

20 Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.

21 Если вы у меня ученики (и) если слушаете мои слова, эти камни будут служить вам.

22 Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти.

23 Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно царствие небесное. Он сказал им: Оно подобно зерну горчичному, самому малому среди всех семян. Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь (и) становится укрытием для птиц небесных.

24 Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.
25 Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придёт, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.
26 Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел поспешно, — его серп в руке его, — (и) он убрал его. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

27 Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы — младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, — тогда вы войдете в [царствие].

28 Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.

29 Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то — тьма.

30 Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

31 Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

32 Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия. Если не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца.

33 Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.

34 Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради тела, это — чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.

35 Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним.

36 Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своем селении. Не лечит врач тех, которые знают его.

37 Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным.

38 Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и) не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.

39 Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.

40 Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда (лишь) он разграбит дом его.

41 Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя.

42 Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда [вы увидите] сына того, кто жив, и вы не будете бояться.

43 Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые я вам говорю, и у вас нет другого, от кого (вы можете) слышать их. Наступят дни — вы будете искать меня, вы не найдете меня.

44 Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.

45 Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, (и) она погибнет.

46 Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке, — ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет, — у него возьмут.

47 Иисус сказал: Будьте прохожими.

48 Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? (Иисус сказал им:) Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево.

49 Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца, — ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына, — ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа святого, — ему не простится ни на земле, ни на небе.

50 Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.

51 Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. <...> Но я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна.

52 Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому он будет грубить. Ни один человек, который пьет старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет разрыв.

53 Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! — и она переместится.

54 Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.

55 Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? — скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он... в их образ. Если вам говорят: Кто вы? — скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? — скажите им: Это движение и покой.

56 Ученики его сказали ему: В какой день наступит покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит? Он сказал им: Тот (покой), который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.

57 Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.

58 Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.

59 Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше — царствие небесное.

60 Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня.

61 Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп — мир недостоин его.

62 Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие] семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами. Человек не позволил им (служителям) вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.

63 Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашёл жизнь.

64 Иисус сказал: Посмотрите на того, кто жив, пока вы живете, дабы вы не умерли, — ищите увидеть его! И вы не сможете увидеть самаритянина, который несет ягненка (и) входит в Иудею. Он сказал ученикам своим: (Почему) он с ягненком? Они сказали ему: Чтобы убить его и съесть его. Он сказал им: Пока он жив, он его не съест, но (только) если он убивает его, (и) он (ягненок) становится трупом. Они сказали: Иначе он не сможет ударить. Он сказал им: Вы также ищите себе место в покое, дабы вы не стали трупом и вас не съели.

65 Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе: один умрет, другой будет жить. Саломея сказала: Кто ты, человек, и чей ты (сын)? Ты взошел на мое ложе, и ты поел за моим столом. Иисус сказал ей: Я тот, который произошел от того, который равен; мне дано принадлежащее моему Отцу. (Саломея сказала:) Я твоя ученица. (Иисус сказал ей:) Поэтому я говорю следующее: Когда он станет пустым, он наполнится светом, но, когда он станет разделенным, он наполнится тьмой.

66 Иисус сказал: Я говорю мои тайны... тайна. То, что твоя правая рука будет делать, — пусть твоя левая рука не знает того, что она делает.

67 Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот, кто имеет уши, да слышит!

68 Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей. Он пошел к первому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду (и) дам им распоряжение: Я отказываюсь от ужина. Юн пошел к другому, он сказал ему: Мой господин пригласил тебя. Он сказал ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти. Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я купил деревню, я пойду собирать доход. Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб пришел, он сказал своему господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались. Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого найдешь, приведи их, чтобы они поужинали. Покупатели и торговцы не войдут в места моего отца.

69 Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них. Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те схватили его раба, они избили его, еще немного — и они убили бы его. Раб пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть, они его не узнали (в оригинале: Может быть, он их не узнал). Он послал другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына. Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот, кто имеет уши, да слышит!

70 Иисус сказал: Покажи мне камень, который строители отбросили! Он — краеугольный камень.

71 Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе, нуждается во всём.

72 Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.

73 Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено.

74 Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас.

75 Иисус сказал: Я разрушу [этот] дом, и нет никого, кто сможет построить его [еще раз].

76 [Некий человек сказал] ему: Скажи моим братьям, чтобы они разделили вещи моего отца со мной. Он сказал ему: О человек, кто сделал меня тем, кто делит? Он повернулся к своим ученикам, сказал им: Да не стану я тем, кто делит!

77 Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы он послал работников на жатву.

78 Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.

79 Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.

80 Иисус сказал: Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товары, который нашел жемчужину. Этот торговец — мудрый: он продал товары (и) купил себе одну жемчужину. Вы также — ищите его сокровище, которое не гибнет, которое остается там, куда не проникает моль, чтобы съесть, и (где) не губит червь.

81 Иисус сказал: Я — свет, который на всех. Я — все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я — там; подними камень, и ты найдешь меня там.

82 Иисус сказал: Почему вы пошли в поле? Чтобы видеть тростник, колеблемый ветром, и видеть человека, носящего на себе мягкие одежды? [Смотрите, ваши] цари и ваши знатные люди — это они носят на себе мягкие одежды и они не смогут познать истину!

83 Женщина в толпе сказала ему: Блаженно чрево, которое выносило тебя, и [груди], которые вскормили тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока.

84 Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашёл тело, — мир недостоин его.

85 Иисус сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется.

86 Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали от меня, вдали от царствия.

87 Иисус сказал: Образы являются человеку, и свет, который в них, скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется, и его образ скрыт из-за его света.

88 Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас, — они не умирают и не являются — сколь великое вы перенесете?

89 Иисус сказал: Адам произошел от большой силы и большого богатства, и он недостоин вас. Ибо... смерти.

90 Иисус сказал: [Лисицы имеют свои норы], и птицы имеют [свои] гнезда, а Сын человека не имеет места, чтобы преклонить свою голову (и) отдохнуть.

91 Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих.

92 Иисус сказал: Ангелы приходят к вам и пророки, и они дадут вам то, что ваше, и вы также дайте им то, что в ваших руках, (и) скажите себе: В какой день они приходят (и) берут то, что принадлежит им?

93 Иисус сказал: Почему вы моете внутри чаши (и) не понимаете того, что тот, кто сделал внутреннюю часть, сделал также внешнюю часть?

94 Иисус сказал: Придите ко мне, ибо иго моё — благо и власть моя кротка, и вы найдёте покой себе.

95 Они сказали ему: Скажи нам, кто ты, чтобы мы поверили в тебя. Он сказал им: Вы испытываете лицо неба и земли; и того, кто (что?) перед вами, — вы не познали его; и это время — вы не знаете, (как) испытать его.

96 Иисус сказал: Ищите и вы найдете, но те (вещи), о которых вы спросили меня в те дни, — я не сказал вам тогда. Теперь я хочу сказать их, и вы не ищете их.

97 Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз. Не бросайте жемчуга свиньям, чтобы они не сделали это...

98 Иисус [сказал]: Тот, кто ищет, найдет, [и тот, кто стучит], ему откроют.

99 [Иисус сказал:] Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте... от кого вы не возьмете их.

100 Иисус [сказал: Царствие] Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто (и) разделила это в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!

101 Иисус сказал: Царствие [Отца] подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, (и) идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала (об этом), она не поняла, (как) действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю (и) нашла его пустым.

102 Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного.

103 Ученики сказали ему: Твои братья и твоя мать стоят снаружи. Он сказал им: Те, которые здесь, которые исполняют волю моего Отца, — мои братья и моя мать. Они те, которые войдут в царствие моего Отца.

104 Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что моё, дайте это мне!

105 Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим [учеником], и тот, кто [не] возлюбил своего [отца и] свою мать, как я, не может быть моим [учеником]. Ибо моя мать... но поистине она дала мне жизнь.

106 Иисус сказал: Горе им, фарисеям! Ибо они похожи на собаку, которая спит на кормушке быков. Ибо она и не ест и не дает есть быкам.

107 Иисус сказал: Блажен человек, который знает, [в какую пору] приходят разбойники, так что он встанет, соберет... и препояшет свои чресла, прежде чем они придут.

108 Они сказали [ему]: Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который я совершил или которому я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся!

109 Иисус сказал: Тот, кто познает отца и мать, — его назовут сыном блудницы.

110 Иисус сказал: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека, и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится.

111 Иисус сказал: Царствие подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока не нашел ее. После того как он потрудился, он сказал овце: Я люблю тебя больше, чем девяносто девять.

112 Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему.

113 Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своем поле тайное сокровище, не зная о нем. И [он не нашел до того, как] умер, он оставил его своему [сыну]. Сын не знал; он получил это поле (и) продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал (и) [нашел] сокровище. Он начал давать деньги под проценты [тем, кому] он хотел.

114 Иисус сказал: Тот, кто нашёл мир (и) стал богатым, пусть откажется от мира!

115 Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от живого, не увидит смерти. Ибо (?) Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя, — мир недостоин его.

116 Иисус сказал: Горе той плоти, которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти.

117 Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал:) Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! — или: Вот, там! — Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.

118 Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное. Евангелие от Фомы.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

новые переводы Евангелия от Фомы

Сообщение paia » 08 фев 2013, 12:31

Два более свежих перевода Евангелия от Фомы -

проф. В. Н. Нечи­пуренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2007

и молодого учёного И. Ю. Мирошникова (которого мой знакомый библеист считает добросовестным).
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

-Про окончание Евангелия от Фомы

Сообщение paia » 09 фев 2013, 01:44

Очень может быть, что самый конец Евангелия от Фомы (слова Христа) - уже редакция II века. См. мнение современных исследователей (у них другая нумерация, нет 4 изречений):

"Вероятнее всего, изречение 114 было добавлено к собранию во II в., в момент, когда роль женщин в общине стала, по неизвестным нам причинам, предметом полемики. Тот, кто добавил в собрание это изречение, очевидным образом выступает в защиту женщин: в споре с Петром Иисус поддерживает Марию. Тем не менее в отличие от терминологии, используемой в изречении 22, словоупотребление изречения 114 принижает роль женщин.
Финский исследователь полагает, что 114-е изречение отражает растущие аскетические тенденции в христианстве II в. Мужчины, воздерживавшиеся от полового общения, воспринимали присутствие женщин как серьезную опасность. Петр, утверждающий, что женщины недостойны спасения, и требующий, чтобы Мария покинула коллектив апостолов, может (в карикатурной форме) олицетворять подобные настроения. Известно, что в одной из версий «Деяний Филиппа» Филипп говорит: «И поэтому наш друг Петр убежал из всякого места, в котором была женщина» (Acta Philippi 142. 35–37). Таким образом, в изречении 114 отражен конфликт между двумя аскетическими течениями, одно из которых требовало исключения женщин из общины по причине их неполноценности, а другое настаивало, что мужчины и женщины в общине должны иметь равные права."

.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

три ссылки на торрент

Сообщение paia » 26 фев 2013, 22:45

Новый Завет, перевод В. Н. Кузнецовой, на торренте: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4127210

Реймонд Браун "Введение в Новый Завет", в двух томах, 2007 г, 1056 стр.: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4210345
Содержание:
ЧАСТЬ I
ВВОДНЫЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА
Глава 1. Характер и происхождение Нового Завета
Глава 2. Как читать Новый Завет
Глава 3. Текст Нового Завета
Глава 4. Социальный и политический мир новозаветных времен
Глава 5. Религиозный и философский мир новозаветных времен
ЧАСТЬ II
ЕВАНГЕЛИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ КНИГИ
Глава 6. Общие особенности Евангелий и синоптическая проблема
Глава 7. Евангелие от Марка
Глава 8. Евангелие от Матфея
Глава 9. Евангелие от Луки
Глава 10. Деяния Апостолов
Глава 11. Евангелие от Иоанна
Глава 12. Первое послание (письмо) Иоанна
Глава 13. Второе письмо Иоанна
Глава 14. Третье письмо Иоанна
ЧАСТЬ III
ПАВЛОВЫ ПОСЛАНИЯ
Глава 15. Классификация и формат новозаветных писем (посланий)
Глава 16. Жизнь и мировоззрение Павла: общие вопросы
Глава 17. Личность Павла
Глава 18. Первое письмо к Фессалоникийцам
Глава 19. Письмо к Галатам
Глава 20. Письмо к Филиппийцам
Глава 21. Письмо к Филимону
Глава 22. Первое письмо к Коринфянам
Глава 23. Второе письмо к Коринфянам
Глава 24. Письмо к Римлянам
Глава 25. Псевдонимия и Девтеропаулинистские писания
Глава 26. Второе письмо к Фессалоникийцам
Глава 27. Письмо к Колоссянам
Глава 28. Послание (письмо) к Ефесянам
Глава 29. Пастырские письма: Письмо к Титу
Глава 30. Пастырские письма: Первое письмо к Тимофею
Глава 31. Пастырские письма: Второе письмо к Тимофею
ЧАСТЬ IV
ДРУГИЕ НОВОЗАВЕТНЫЕ ПИСАНИЯ
Глава 32. Письмо (послание) к Евреям
Глава 33. Первое письмо Петра
Глава 34. Послание (письмо) Иакова
Глава 35. Письмо (послание) Иуды
Глава 36. Второе послание (письмо) Петра
Глава 37. Откровение (Апокалипсис)
ЧАСТЬ III ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I. Исторический Иисус
Приложение II. Иудейские и христианские сочинения, имеющие отношение к Новому Завету
Указатель имен
Предметный указатель



Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. 2001 г., 174 стр.: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3193372
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Какое Евангелие самое древнее?

Сообщение paia » 12 сен 2014, 19:53

Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Пред.

Вернуться в Отзывы о книгах

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron