Перечитываю одну из последних книг любимого Бердяева - не торопясь и с удовольствием.
Не советую читать эту книгу лет до 40! Знаменитый философ рассказывает свою духовную автобиографию.
Жанр книги «Самопознание»он определил как «Опыт философской автобиографии». В ней много ярких портретов современников – представителей русского «серебряного века» (А. Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов и др.), французских писателей – А. Жида, А. Мальро...
И все же больше автор сосредоточен на себе – именно для самопознания, а не ради самолюбования. Он выбрал себя предметом для исследования с двойной целью: чтобы разгадать тайну своей личности (не что есть природа человека вообще, а что есть его, Николая Бердяева, личная природа) и чтобы, исходя из этого знания, понять истоки своего творчества («объяснить связь моего типа философского миросозерцания с типом моей душевной и духовной структуры»).
Личность и время, личность и эпоха, личность и её внутренняя свобода – таковы основные темы этой книги.
Выпишу из неё несколько историй о встречах с разными интересными людьми.
Самым большим моим другом был Акимушка. Это был простой мужик, чернорабочий. У него было очень плохое зрение, и он производил впечатление человека, который на что-нибудь наткнется или упадет. Он был безграмотный. По своим манерам он иногда напоминал А. Белого. Беседы с ним были духовно углубленными, он стоял на высоте самых трудных мистических тем, характерных для германской мистики. Он мне был ближе, чем многие интеллигентные и культурные люди, с ним мне было легче разговаривать. Общение с Акимушкой убедило меня в неверности народнической точки зрения на существование пропасти между культурным слоем и народом. Акимушка говорил мне, что ему далек крестьянин, поглощенный материальными вопросами, а близок я, с которым может разговаривать об интересующих его духовных вопросах. Существует единство в царстве духа. Акимушка рассказал мне однажды о необыкновенном событии, происшедшем с ним, когда он был мальчиком. Он был пастухом и пас стадо. И вдруг у него явилась мысль, что Бога нет. Тогда солнце начало меркнуть, и он погрузился в тьму. Он почувствовал, что если Бога нет, то и ничего нет, есть лишь совершенное ничто и тьма. Он как будто бы совершенно ослеп. Потом в глубине ничто и тьмы вдруг начал загораться свет, он вновь поверил, что есть Бог, «ничто» превратилось в мир, ярко освещенный солнцем, все восстановилось в новом свете. Акимушка, вероятно, никогда не слыхал о Мейстере Экхардте и Я. Бёме, но он описывал опыт, очень родственный опыту, описанному этими великими мистиками. В Акимушке была своеобразная утонченность. Это был один из самых замечательных людей, каких я в жизни встречал. Более, чем у кого-либо, меня поражало у него мистическое чувство жизни и мистическая жажда. Внешняя жизнь объективного мира для него как будто бы совсем не существовала, и он не мог в ней ориентироваться, был детски беспомощен. Вместе с тем в нем чувствовалась большая доброта и благожелательство. Он часто приходил к нам в дом, обедал у нас, потом мы совершали с ним прогулки и вели духовные беседы. Через некоторое время он уехал на Кавказ и исчез. Память о нём я очень храню.
А вот дополнение об этом человеке. Из воспоминаний свояченицы Николая Бердяева Евгении Рапп:
Однажды за обедом Акимушка рассказал нам случай, который произошёл с ним этой зимой. Он шёл из одной деревни в другую. Смеркалось. Дорога шла через густой лес. Вдруг из-за деревьев выскочил огромный голодный волк, оскалив зубы, он бросился на Акимушку, в руках которого не было ничего, кроме палки. "Я остановился, - рассказывал Акимушка, - посмотрел в глаза волку и сказал: "Мой брат, волк, зачем ты хочешь меня съесть? Ведь ты и я, мы оба Божьи творенья, мы дети Божьи. Иди своей дорогой, а я пойду своей". И волк, опустив хвост и понурив голову, поплёлся обратно в лес, а я, - сказал Акимушка с тихой улыбкой, - пошёл дальше".