"Господин Спасибо", Хироси Симидзу, 1936 г., 78 мин.
Хироси Симидзу (1903-1966) мы почти не знаем, между тем, вот только пара высказываний о нём его знаменитых коллег:
"Как Симидзу, я снимать фильмы не умею".
Ясудзиро Одзу
"Таким, как я и Одзу, фильмы достаются тяжким трудом, а Симидзу - гений…"
Кэндзи Мидзогути
Сверстник Ясудзиро Одзу, он с юных лет, бросив в 1922 занятия в университете, начал работать ассистентом режиссера на студии "Сётику", где Одзу дебютировал как ассистент оператора. В эту эпоху и состоялось их знакомство. Юношеское соперничество двух выдающихся режиссеров нового поколения переросло в дружбу на всю жизнь. Два ранних фильма Одзу, "Университет-то я закончил…" (1929) и "Шагай бодрее!" (1930) сняты по сюжетам, придуманным Симидзу.
Если Одзу (особенно в поздних фильмах) предпочитает воссоздавать универсум японского дома и совершенствовать минималистский стиль, то Симидзу - сторонник более "экспансивного" подхода, выездов на натуру и импровизации.
Большую часть фильмов Симидзу, как многие работы кинематографистов, начинавших в немой период, постигла печальная участь: они были утрачены.
В целом, между 1924 и 1959 он создал 163 фильма (для сравнения: Одзу между 1927 и 1962 сделал 54 картины). Он работал в разных жанрах, снимая
фильмы о прошлом и о современности, мелодрамы, комедии, спортивные истории, "ниндзё" (фильмы "о человеческих чувствах"), документальные картины…
Одна из "визитных карточек" режиссера - тревелинг (многие его фильмы начинаются с планов, снятых движущейся камерой), причем порой расстояние между идущим персонажем и камерой не меняется, так что "движется" в кадре только пейзаж. Красота натурных съемок соседствует
с великолепным чувством композиции, умением расположить персонажей в кадре абсолютно гармоничны и сцены, снятые Симидзу в интерьерах.
Подробнее о Симидзу.
Фильм снят по рассказу лауреата Нобелевской премии Ясунари Кавабаты. Господин Спасибо – водитель междугородного автобуса, которого так прозвали за то, что он всегда говорил «спасибо» всем, кого он обгонял и кто уступал ему дорогу.
Некоторым фильм, наверное, покажется ерундовым. Он и правда простенький, в нём мало что происходит, это своеобразное роуд-муви по горным дорогам Японии. Но мне понравился уровень операторской работы, да и тонкость мышления режиссёра, присущее ему, похоже имманентно, лёгкое дыхание. Думаю, некоторые настроения тех лет вызовут у современного зрителя иронию, например, отношение к богатым. Впрочем, ещё вопрос, кто прав
Можно и будучи простым водителем автобуса, быть просветлённым человеком.
Думаю, ошибается Жак Лурселль, это не шедевр, хотя и можно счесть при желании предтечей неореализма. Достаточно сравнить это кино с настоящим шедевром того же года - "Загородной прогулкой" Ренуара
Это однозначно светлое кино, думаю, годится и для детей 14-16 лет, не испорченных Голливудом.
Оценка: 8,5 из 10.