"Три женщины", Роберт Олтмен, США, 1977 г., 124 мин.
Девушка примерно 18 лет, непосредственная и наивная, приезжает из родного Техаса в южную Калифорнию устраиваться на работу в реабилитационный центр для престарелых. Она становится подшефной у более опытной и взрослой девицы, медсестры лет 25. В которую почти влюбляется, идеализируя её...
Для любителей "Персоны" и "Малхолланд-драйв"
Посмотрел за неделю три раза, самому удивительно. Моё кино
Самый высокий уровень - сновидения.
Сделано под влиянием гениальной "Персоны" Бергмана.
Несомненно предтеча культового "Малхолланд-драйв".
Мог бы написать целую рецензию, но у нас мало знают как Олтмена (вот, впрочем, прекрасный траурный панегирик Андрея Плахова), так и этот его фильм. Так что пока ограничусь несколькими словами, фотками и ссылками.
Где в этой картине сон, где явь?
Наверное, по большому счёту, это не так и важно.
Роберта Олтмена любят многие критики, например, наш Кудрявцев и известный американский, недавно ушедший от рака, Р. Эберт. Привожу ссылки на обе рецензии - СК и РЭ.
Одна дама написала, что Олтмен знает о женщинах больше, чем они сами
Отмечу две великолепных актёрских работы - Шелли Дюваль (она всем известна как некрасивая жена героя Николсона в "Сиянии" Кубрика) и Сисси Спейсек (помню её героиню в "Пустошах" Малика). Впечатлило перевоплощение последней после амнезии (кстати, в жизни эти актрисы - ровесницы). По Олтмену, потеря памяти - потеря личности...
Женщины тщательно следят за своей внешней стороной, как выглядеть. А что у них внутри? Да и правда ли то, что рассказывает о себе героиня Шелли Дюваль, на самом деле существуют ли все её свидания?
Олтман даёт зрителю многое домысливать. Некоторые вопросы остаются, например, отчего у героини Сисси Спейсек такие старые родители?
Речь идёт и о МЕЧТАХ наших героинь, - отсюда такой странный, сюрреалистический конец фильма.
Между прочим, есть в этой замечательной картине и три мужчины. И все три - малоприятные...
Олтмен - художник очень американский. Не в голливудском смысле, конечно. А в том, что его заботят внутренние проблемы американского общества. И в этом - дополнительная сложность для нашего зрителя.
В фильме "Три женщины" Олтман выходит за пределы социальных вопросов; оба критика не написали про тему демонизма - ночную нашу - человеческую - часть.
В общем, лёгкой жизни не ждите. Если несколько раз не видели "Персоны", будет тяжело (кстати, у Бергмана также медсестра в одной из двух главных ролей).
Но, по-моему, это шедевр.
Оценка: 9,5 из 10.