"Однажды в Анатолии", Нури Бильге Джейлан, 2011 г., 150 мин.
Полицейские, почему-то ночью, разыскивают в степях Анатолии спрятанный труп. Подозреваемый сознался в убийстве, но не может точно вспомнить, где закопал тело...
Посмотрел фильм турецкого интеллектуала. Да, это - для любителей символов, реминисценций и скрытых цитат.
Так, неплохо помнить рассказ Чехова "Следователь".
Если в фильме герой смотрит сквозь стекло, значит надо вспомнить знаменитое тусклое стекло Апостола.
Если мальчик в конце фильма возвращает играющим в футбол мяч, то это отсылка к финалу ""Blow up", - но надо обратить внимание на разницу: у турецкого режиссёра ДЕТИ, а не взрослые, и мяч настоящий...
Все несчастны в этом фильме, каждый по-своему.
Главный вопрос остаётся неясным. Кто убийца и почему убил?
Подозреваемый немного похож на Иисуса Христа...
Похоже, что ночные поиски трупа - это развёрнутая метафора, как и потом его вскрытие. Может быть, речь и не идёт о поисках смысла жизни героями фильма, но несомненно все они обычные люди и запутались в своих проблемах. И вот им приходится решать не менее сложные проблемы других людей... Так что думаю, речь идёт в конечном счёте - в контексте антониониевской атмосферы фильма - о невозможности понять реальность персонажами этой картины.
Кино мужское, ночное, по преимуществу; приятным его не назовёшь, как и лёгким для восприятия.
Но мне всё же понравилось. Да и снято местами красиво.
Неожиданный образ красоты в ночной деревне
Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
8 из 10.