"Лица", Джон Кассаветис, США, 1968 г., 130 мин.
У немолодого бизнесмена кризис в отношениях с супругой...
Многие зрители знают Кассаветиса как актёра - он сыграл мужа Розмари в знаменитом триллере Романа Поланского. Меньше известно, что он - старейшина авторского кино, повлиявший на Годара, Джармуша и многих других режиссёров. Кассаветис снимал свои нетрадиционные для США фильмы как раз на свои актёрские деньги и на те, что сумел собрать, благодаря своей известности.
В начале фильма "Лица" супруга бизнесмена предлагает ему сходить в кино, на фильм Бергмана. Муж отказывается: "Не хочу расстраиваться". Но он как бы показывает в дальнейшем своей жене фильм Бергмана в жизни, вдруг объявив о своём желании развестись с ней...
Впрочем, ссылка на знаменитого шведского режиссёра закономерна по многим причинам. Ведь тема соотношения личности и личины, истинного и видимого - одна из его магистральных тем. Прежде всего, она исследована в двух важнейших фильмах - "Персона" и "Лицо". Возможность увидеть истинное лицо человека - как отражение его подлинной сути, высшего предназначения.
И, конечно, отсюда любовь Бергмана к крупным планам, - занимаясь человековедением, он всегда пристально вглядывается в лица своих героев. И Джон Кассаветис не пытается отрицать большого влияния Бергмана на себя. Он также пристально изучает лица своих героев, у него не меньше крупных и сверхкрупных планов, да и название фильма красноречиво.
И всё же он идёт своим путём.
Эта картина об уязвимости и о жизни, которая прошла зря. О несчастье повседневности и смехе как попытке это несчастье скрыть. Кассаветис совершает настоящее режиссерское таинство и стробоскопами вытягивает это несчастье наружу. Падают маски и под ними открывается человеческая бездна.
Замечательная актриса, сыгравшая в нескольких фильмах Кассаветиса, его жена Джина Роулэндс
О фильме в частности и Кассаветисе вообще с глубоким уважением отзывался во втором томе своей книги "Кино" Жиль Делез: "Величие творчества Кассаветиса заключается в том, что он разрушил историю, интригу и действие, и даже пространство, а в итоге пришел к позам, как к категориям, вкладывающим время в тело, т. е. мысль в жизнь. Когда Кассаветис утверждает, что не персонажи должны являться из истории или интриги, а история – черпаться из из персонажей, он резюмирует требование кнематографа тела: персонаж сводится к его собственным телесным позам, и отсюда должен получиться гестус, т. е. "спектакль", театрализация и драматизация, стоящие любой интриги. Фильм "Лица строится на телесных позах, которые представлены в виде лиц, а лица – в виде гримас, выражающих ожидание, усталость, эйфорию или тоску". Именно так – интрига на основе лиц, а не лица как следствие интриги. Кассаветис взламывает мотивировки, как того не догадываются делать европейцы, у которых нет Голливуда с его жесткими лекалами и набором приемов.
Ещё пара цитат, с кинопоиска.
Особенно хороша операторская работа, цепкими стежками выстраивающая особый «документальный» стиль съемки, нещадно эксплуатируемый в наши дни. Актёры предельно аутентичны в своих работах, демонстрируя особый вихрь человеческой драмы, пугающе правдоподобный и близкий. Такое вполне может происходить в этой самый момент в любом доме, возможно, совсем рядом.
Важная роль в фильме отведена смеху. Его очень много, порой он почти истерический, но почти всегда заканчивается слезами. Герои пытаются спрятаться от проблем за маской смеха, но, благодаря работе оператора, мы постоянно видим лица крупным планом. Невозможно скрыть истинных эмоций. Мимика выдаёт с головой.
«Лица» — произведение, сотканное без единого лишнего элемента, цельное и завораживающее. Жесткое и в то же время незримо гуманное. Кассаветис не собирается кого-то обвинять, он лишь с легкой грустью, хоть и не лишенной некоторой иронии, подмечает самые обычные вещи и дает им особую жизнь. Тихая, но от этого не менее мощная классика. «Семейный» фильм, в лучшем значении этого слова.
"Я хочу развода. Почему ты не смеешься? Это же так смешно!"
Символический кадр (этот молодой парень - жиголо)
Глубокий, пронзительный и «безжалостно нежный» (М. Трофименков) шедевр Кассаветиса. Особо отмечу гуманизм американского режиссёра
Оценка: 9,5 из 10.