Посмотрел недавно в кинотеатре.
В пятый раз
В общем и целом, двух мнений быть не может: полный восторг и восхищение
Удивительное сочетание идейного богатства с яркостью и совершенством визуального ряда!
Уже приходилось отмечать, что это - один из двух лучших фильмов великого шведа, его положительная вершина.
Конечно, фильм этот грандиозный на много процентов автобиографический; действие происходит в 1907-1909 годах, а сам Ингмар Бергман родился на десяток лет позднее. Но правильно говорить о том, что он сам явился прототипом главного героя картины Александра.
Отсюда и сильная лирическая интонация, совершенно несвойственная другим фильмам мэтра. (Второе исключение - "Земляничная поляна"; оно связано с особым отношением Бергмана к своему старому учителю Виктору Шёстрему.)
Нет, в отличие от многих, режиссёр не считал своё детство счастливым. И в этом фильме он занимался психотерапией - самопсихотерапией, поскольку, в отличие от реальной жизни, почти всё в фильме кончается хорошо.
Как только ему удалось сочетать реализм, местами жёсткий, с лиризмом!?
В картине есть элементы рождественской сказки, заметно влияние Диккенса и Гофмана.
А в целом, повторюсь, упоительное кино
Спустя больше 20 лет сомнений и, соответственно, мучительного кино, Ингмар Бергман приходит к гармонии
Причём гармония здесь без прекраснодушия и идеализаций..
Интересно, отчего критики не ставят этот фильм на первые места у Бергмана?
Есть в фильме и эзотерическая тема, причём режиссёр не первый раз оказывается и в ней на высоте, - тут и ясновидение, и сила мыслей..
Оценка: 10 из 10.
И только так!