"Спасай, кто может (свою жизнь)" / "Sauve qui peut (la vie)", Ж.-Л. Годар, 1980 г., 85 мин.
Посмотрел сегодня в кинотеатре. Это "Восемь с половиной" от Годара.
Вряд ли эти 85 минут покажутся кому-то короткими - столько там пищи для левого полушария!
В фильме четыре части:
Воображение;
Страх;
Деятельность (Жизнь);
Музыка.
Две первых части - не реализм: воображение, сны и т. п. Четвёртую часть также реалистичной не назовёшь. Вообще, фильм построен как музыкальная партитура.
Народ не выдерживал третьей, бесстыдной части, выходил пачками. И правда она с трудом выносима, затем и снята - показать отвратительность обычной жизни. Шутка ли, проститутка рассказывает своей сестре, которая хочет заработать денег "на панели", что именно её ждёт. А потом кое-что и показывают. Вот вам дескать ваш любимый реализм, кушайте, если сможете, не подавитесь.
Думаю, большинство зрителей и так-то не понимало годаровского потока сознания. Ведь там много автоцитат, да и жизнь самого Годара неплохо бы знать, не говоря уже о "8,5" Феллини.
Но даже тем, кто знает большую часть из перечисленного, например, мне с сыном, пришлось нелегко Настолько плотно и высокоинтеллектуально информационное поле фильма.
Замечательные актрисы в главных ролях - Изабель Юппер и Натали Бей.
В конце фильма, хоть мы и видим играющий оркестр, настоящего синтеза - как у Феллини - нет. Годар честен перед самим собой, да, фильм снят, но глубинные дисгармонии остаются, - как в отношениях семейных и близких людей, так и в обществе. Я думаю, во многом дисгармонична и сама личность знаменитого французского режиссёра: сын богатых родителей, антисемит, марксист, умнейший интеллектуал с тяжёлым характером - не многовато ли для одного человека?..
Как всегда у Годара, есть новации формальные. Так, немало в фильме замедленного действия, которое используется для того чтобы заострить внимание зрителя на некоторых деталях. С одной стороны, это интересно, с другой кажется уже искусственностью, а не искусством.
Но в целом мне понравилось, круто.
9 из 10.