В Париже на 90-м году жизни умер французский кинорежиссёр Эрик Ромер.
Режиссёр-интеллектуал Эрик Ромер (1920 - 2010)
В 1957 году издал вместе с Клодом Шабролем книгу об Альфреде Хичкоке. После смерти Андре Базена возглавлял в 1958-63 годах известный журнал «Кайе дю синема» - «инкубатор» французской новой волны. Это было золотое время журнала, будущих смутьянов режиссуры, от Жана-Люка Годара до Жака Риветта, в конце 1950-х именовали "бандой Шерера": Ромер виделся "серым кардиналом" самого громкого за 60 лет движения в мировом кино.
Ромеру претила серьезность, он всегда играл. Игрой был его псевдоним. Урождённый Жан-Марк Морис Шерер скрестил имена режиссера Эриха фон Штрогейма и Сэкса Ромера, автора бульварных романов о злодее Фу Манчу.
Дебютировав в 1959 году фильмом «Под знаком льва», всё своё последующее творчество он предпочитал делить на циклы: «Шесть нравоучительных историй» (1963-1971), «Комедии и поговорки» (1981-1987), «Сказки времён года» (1990-1998). В этих лентах его прежде всего интересуют вопросы морали, поставленные в традициях французского рационализма.
"Моя ночь у Мод" (1969 г.), "Колено Клер" (70), "Жена летчика" (81), "Полина на пляже" (83), "Зелёный луч» (86, закачал сейчас) - лучшие картины Ромера.
В его фильмах всегда много разговаривают, они, скорее, левополушарные. Технически, он минималист, добивающийся максимального эффекта скромными средствами. Особенно интересовали Ромера молодые женщины, их внутренний мир. Этот незаслуженно малоизвестный до сих пор режиссёр - всегда сам писал сценарии для своих фильмов. Среди поклонников его творчества числятся такие разные режиссёры, как Джост и Тарантино.
В лучших своих картинах Эрик Ромер - философ и поэт.
В быту он также был оригинальным человеком. Защитник природы не водил автомобиль, не пользовался такси и телефоном.
Был верующим католиком.
Ромер, как никто, владел искусством иронии: самые безобидные диалоги нюансировал почти до абсурда. И, как никто, любил свежие лица: почти не снимал "звёзд", зато открыл множество молодых актеров. Всю жизнь преподавал в университете и не считал постыдным снимать научпоп о Блезе Паскале или Эдгаре По.
Когда разразилась сексуальная революция, Ромер сыграл в неё, доказав в "Коллекционерше" (La collectionneuse, 1967) и "Колене Клер" (Le genou de Claire, 1970), что мысли о сексе куда сексуальнее самого секса.
Последней работой режиссера стал фильм «Любовь Астреи и Селадона», который вышел на экраны в ...2007 году (!).
Частично использовал некролог Михаила Трофименкова.