"Жил певчий дрозд", Отар Иоселиани, 1970, 78 мин.
Блистательная притча (где ничего не растолковывают словами).
"Гия - композитор, но работает в оперном оркестре и играет он на инструменте, который не требует постоянного его присутствия. Этот инструмент называется литавры. Надо ударить по ним раз - потом длинная пауза, иногда до последнего акта. И потом надо прийти вовремя, чтобы ударить еще раз в финале. А в промежутке между всем этим он успевает совершить немало странных и нелепых поступков, за которые его почему-то все любят» (Отар Иоселиани)
«Я смотрел фильм третий раз и очень опасался, что мне будет скучно. Но я посмотрел его с громадным удовольствием... Мне хотелось бы сказать вот о чём: есть произведения литературы и искусства, которые мы смотрим, переживаем за судьбу их героев — и только; но есть произведения литературы и искусства, которые мы смотрим, переживаем за судьбу героев, очень волнуемся и думаем о себе. Вот в этом фильме меня это и волнует, потому что этот фильм заставляет меня думать о своей собственной судьбе». (Булат Окуджава)
Я тоже смотрел три раза, и тоже не было скучно совсем, наоборот
Одна моя приятельница рассказывала, что смотрела фильм в Грузии, в 1971 году: "люди всё выходили, выходили и в конце осталась только я и ещё один человек"
Иоселиани копает глубоко. Для того, чтобы - к примеру, раскрыть идейное содержание конца фильма, нужно исписать целый лист. Вот Высший мир предупреждает героя (думаю, большинство зрителей - как и герой - не поняло эпизод с падающим из окна горшком на 22 минуте фильма и напоминание о нём). А вот и финал, Гия смотрит на девушек....
В лёгком по форме кино скрыто незаурядное содержание. Главный герой живёт вроде прямо по евангельским законам - как птица небесная или как ребёнок - только настоящим. Но к чему его приводит такая жизнь?..
ИМХО, одна из лучших рецензий Сергея Кудрявцева: http://kinanet.livejournal.com/484580.html
Оценка: 10 из 10.