"Жертвоприношение", А. Тарковский, 1986 г., 143 мин., Швеция, Франция, Великобритания
Главный герой господин Александер — известный журналист, актер, литературный и театральный критик, эссеист - живёт со своей семьёй уединенном уголке Швеции. У него сегодня день рождения, но ...начинается атомная война...
Александер (блестящий бергмановский актёр Эрланд Йозефсон) с сыном
Картина, ставшая завещанием великого Мастера кино.
Я пересмотрел её, спустя 24 года.
Фильм стал гораздо понятнее.
Некоторые трудности я испытал только с интерпретацией некоторых видений Александра. А также подзабыл "Заратустру" Ницше.
Впрочем, некоторые вопросы остаются, например, кто такой почтальон Отто (ещё один бергмановский актёр Аллан Эдваль), - ангел, пришелец?..
Настоящее интеллектуальное кино. Как всегда у Тарковского, не только реальность, но и сны, видения, одним словом - поток сознания.
Не буду пересказывать сюжет фильма и подробно его комментировать.
Скажу только, что именно требуется от зрителя, чтобы хорошо разобраться в нём:
1. Знать картину Леонардо да Винчи «Поклонения волхвов».
Мне в этом повезло, видел её в галерее Уффици, во Флоренции. Разглядывал эту странную, тревожную и жутковатую картину почти в состоянии шока минут 25. Поэтому помню её реальный колорит.
Хакан Лёвгрен. Леонардо да Винчи и «Жертвоприношение».
2. Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра". Необходимо помнить эту знаменитую книгу, "один из ключевых текстов Нового времени".
В частности, помнить о том, как Заратустра побеждает карлика - духа тяжести. И о вечном возвращении: именно эти мысли Ницше Тарковский считал важнейшими для своего фильма (знал и он, что Ницше позаимствовал их у Сенеки, см. "Мартиролог", запись от 5 сентября 1981 года).
3. Комплекс идей Льва Шестова о жертвоприношении Авраама. В том числе как-то процитированную им удивительную идею одного монаха о том, что Бог может сделать мир не бывшим. То есть - изменить прошлое.
4. Читать "Бесов" и "Сон смешного человека" Достоевского. Оригинальные мысли о бессмертии вложены ФМД в уста Кириллова. Между прочим, у Достоевского в "Братьях Карамазовых" можно встретить и идею вечного возвращения: чёрт в видении Ивана говорит: "Да теперешняя земля, может сама-то биллион раз повторялась...."
"Хорошая" ведьма Мария (последняя муза АТ, исландская актриса Гудрун Гисладоттир)
"Жертвоприношение" - несомненно трагическая картина. Это прямое указание Тарковского на то, что Апокалипсис близок, мы его заслужили.
И что предотвратить его можно уже только через большие жертвы.
"Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. Но этого времени как раз может и не хватить". Андрей Тарковский.
И всё же в конца фильма есть надежда. Как и в "Сталкере", она связана с новым поколением, с нашими детьми.
"Последняя его картина, "Жертвоприношение", вся соткана из страдания. Глядя на экран, я не мог представить, что еще может за ней последовать. Все итоги в ней уже подведены. Другой картины, где художник выражал бы себя с такой трагичной глубиной, я не знаю." ПАНФИЛОВ Г. Время не властно над его фильмами // Искусство кино. 1995. № 11
Для меня некоторая однозначность фильма - его недостаток.
Оценка: 9 из 10.
ВИДЕО.