"Развод Надера и Симин", 2011 г.

"Развод Надера и Симин", 2011 г.

Сообщение paia » 12 апр 2013, 01:38

"Развод Надера и Симин", Асгар Фархади, Иран, 2011 г., 123 мин.

Две иранских семьи - в одной всё традиционно, по-персидски: командует муж, набожная жена в его подчинении; в другой равноправие, это средний класс, равнение на свободу, на Запад. Первая семья бедная, вторая богатая. Но в обеих согласия нет.

Изображение

Можно назвать это психологической драмой с элементами триллера и детектива. Так что,не волнуйтесь, скучно не будет, смотреть очень интересно.
Фильм показывали по 1 каналу ЦТ. Сейчас посмотрел в Сети - только положительные отзывы.

Изображение

Перед тем, как смотреть эту ленту, полезно вспомнить немного новейшую историю Ирана.
Чуть более тридцати лет назад Иран был достаточно демократичной светской страной, возглавляемой шахом, который прославился тем, что устроил так называемую «Белую революцию», направленную на деисламизацию и вестернизацию республики. В 1979 году неожиданно победила реакция, в ходе «Исламской революции» шаха изгнали, приняли новую конституцию и передали всю власть в руки духовенства.
Вот, что писал в 1991 году мой любимый Померанц: Еще труднее переход к современному плюрализму в мире ислама. Рационализм ислама тот же, который лег в основу европейской философии и науки. Европа получила логику Аристотеля из арабских рук. Почему же серию успехов модернизации на Дальнем Востоке сопровождает серия провалов модернизации на Ближнем Востоке? Чего не хватило в Ливии или в Иране? Допустим, в песках Ливии не хватало очень многого, но в Иране срыв наступил после замечательного подъема экономики. Иран начинал соперничать с Дальним Востоком. И вдруг все сорвалось.
Причина срыва, как известно, лежала вне "базиса". Мусульманское мировоззрение в целом оказалось травмировано развитием. Мусульманский рабочий и инженер вполне усваивали требования современного производства, но западная культура, врывавшаяся в жизнь вместе с западной экономикой и техникой, разрушала тождество иранца с самим собой. Народ почувствовал себя как подпольный человек Достоевского в хрустальном дворце и дал модернизации пинка.
Непосредственным поводом к бунту был шок от американского сексуального фильма, но можно говорить о более общей несовместимости западной свободы выбора и мусульманского знания единой и единственной истины. Традиционный китаец, кореец или японец, связанный обычаем в быту, свободно выбирал свой духовный путь. Внутри консервативной традиции дремала способность к личной ориентации, к ответственному личному выбору. Напротив, ислам был жесткой. раз навсегда установленной духовной системой. Для средних веков эта система была великим синтезом, на основе которого возникла замечательная культура; но с Новым временем догматика ислама очень плохо ладится, и резкий выход в Новое время вызвал своего рода агорафобию, страх открытого пространства. Этот синдром свойствен и многим православным.


Сегодня об Иране говорят лишь в контексте его ядерной программы и «тоталитарного» режима, названного правительством США одной из «осей зла». Является ли это вопиющим социальным регрессом или особым путем, Иран закрылся внутри себя, и кино стало одним из немногих окошек, позволяющим заглянуть внутрь. Охватывая множество социальных слоев и явлений — средний класс, низший, бюрократию, религиозную мораль, — Фархади детально прорисовывает Иран сегодняшнего дня, не таинственную страну, где ходят в парандже и публично вешают на площадях, а сообщество близких нам людей.

"Особого внимания заслуживают диалоги: они интонационно монотонны, подробны и могли бы показаться просто скучными, если бы режиссер не ухитрялся каждый раз выводить их на уровень некоего философского обобщения. Здесь есть какое-то восточное колдовство — вероятно, идущее от суфийских мистиков и средневековых персидских поэтов." (Андрей Плахов.)

Изображение
Главный судья в фильме - 11-летняя девочка, дочка Надера и Симин

Мне тоже понравилось: тонкое и умное кино, со многими достоинствами, прекрасной актёрской игрой :good: (отмечу, между прочим, что отца главного героя, старика с болезнью Альцгеймера, сыграл актёр, больной именно этой болезнью.)
Такого очень мало у нас сейчас, поэтому множество призов фильму кажутся уместными.

Оценка: 8,75 из 10.

Рецензия из женского мусульманского журнала (с ошибками, но интересная).
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4658
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Вернуться в Отзывы о фильмах

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3