Трилогия Кесьлёвского

Трилогия Кесьлёвского

Сообщение paia » 20 июн 2013, 15:37

Пересмотрел три последних фильма Кшиштофа Кесьлёвского: "Три цвета: синий", "Три цвета: белый" и "Три цвета: красный".

Оценил их таким образом:

`синий` - 9,5
`белый` - 8,5
`красный` - 9.

Все три фильма - отличное кино :Yahoo!:

Смысл названия трилогии - по цветам французского флага: свобода, равенство, братство.

Кшиштоф Кесьлёвский: «Синий, белый, красный – свобода, равенство, братство. Что сегодня означают эти три слова? Я имею в виду не философию, политику или социологию, а их человеческий, интимный, личный смысл. В плане политическом Запад эти три лозунга, в сущности, реализовал. В плане человеческом всё обстоит иначе. Поэтому мы и взялись за этот фильм».

Три фильма не связаны сюжетно, однако все их герои появляются в конце "Красного". Есть и ещё одно перекрещение сюжетов (между "Синим" и "Белым").

Говоря о цикле Три цвета, Кесьлёвский кратко формулирует принцип, важный – и в каком-то смысле достаточный – для восприятия его картин, особенно поздних: "Все три фильма – о людях, наделённых интуицией, или особой восприимчивостью, - неким пятым чувством. Об этом не говорится напрямую. В моих фильмах вообще редко что говорится напрямую. Чаще самое главное происходит за кадром… Вы либо чувствуете его, либо нет".

Важным системообразующим элементом всех трёх фильмов является замечательная музыка Збигнева Прайснера. Её можно назвать романтической. Причём в "Синем" роль и значение музыки первостепенно, именно она, прежде всего, возрождает героиню Жульетт Бинош.


Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

"Три цвета: синий"

Сообщение paia » 20 июн 2013, 20:07

О первом фильме трилогии уже немного писал. Для меня это лучший фильм из трёх, шедевр.
Он - о любви и свободе, о преодолении кризиса.
Кстати, второй просмотр - ещё лучше первого, что говорит для меня о многом. Особенно силён конец картины. Любовь и музыка, по Кесьлёвскому, рифмуются друг с другом :Yahoo!: Поневоле вспоминаются строки Пушкина:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия...

Думаю, "Три цвета: синий" имеет психотерапевтическую ценность.

О символике синего цвета см. здесь.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

"Три цвета: белый"

Сообщение paia » 24 июн 2013, 17:07

Собрался было написать о втором фильме трилогии, но обнаружил, что приличная рецензия у Сергея Кудрявцева, к ней и отсылаю: http://www.kinopoisk.ru/review/947551/

Изображение

Добавлю только несколько отдельных мыслей к этой как бы комедии.

- поляки всегда рвались на запад, поэтому влюблённость поляка во француженку имеет и символический смысл;

- польскому парикмахеру не хватает во Франции, прежде всего, энергий родной земли ;)

- Францию Кесьлёвский также не пощадил, у молодой красотки-француженки на уме только получать удовольствие, она безжалостна, это психология лавочницы;

- К. Кесьлевский: "Это должна была быть комедия, хотя подозреваю, что и не очень смешная". Режиссёр показывает, что на самом деле, в "обществе равных возможностей" каждый не хочет быть равным, а только стать равнее, лучше других.

Изображение
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

"Три цвета: красный"

Сообщение paia » 27 июн 2013, 15:40

«Три цвета: Красный», 1994 год - последний фильм Кшиштофа Кесьлёвского. Он умер в 54 года 13 марта 1996 года после сердечного приступа, во время операции на открытом сердце, в варшавской больнице.
Есть два документальных фильма о нём, интересные. Кстати, сегодня ему бы исполнилось 72 года.

Смогут ли понять друг друга молодая фотомодель и старый судья, вышедший на пенсию, люди абсолютно разные? Нет, это фильм не романтический, скорее наоборот. Речь идёт не о традиционном цвете страсти, но о дружбе и человеческой привязанности, вспомним символику: красный цвет - братство.

Изображение
Ирен Жакоб и Жан-Луи Трентиньян, дуэт запоминается особенно тем, что в нём нет ничего мелодраматического.

Вспоминается фильм друга Кесьлёвского, Вима Вендерса "Алиса в городах" - несомненно, шедевр. Там взята линия взрослый мужчина и 9-летняя девочка, и также никаких романтических страстей, речь об истинном понимании на уровне души.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Трилогия Кесьлёвского

Сообщение paia » 30 июн 2013, 21:38

Выпишу кое-что из отзывов на "Три цвета: Красный" с кинопоиска.

Кажется, что может связывать молодую преуспевающую фотомодель и бывшего судью в возрасте? Но так вышло, что воля случая столкнула жизни этих двух людей. Вначале, он — бездушный, грубый, отстраненный человек, она — добродушная, воспитанная и обладающая хорошо сформированными моральными устоями девушка. Имея эти качества, героине сложно было смириться с тем, что мужчина прослушивает чужие телефонные разговоры, причем сделав из этого некого хобби.
Но за внешней безразличностью и отстраненностью этого мужчины скрывается прекрасная душа, которая была глубоко ранена.. и эта рана не заживет уже никогда. И девушка проливает частичку света на его одиночество, их общение погружающее, не поверхностное, в результате которого они и познали трагедии друг друга.

Изображение


Полнозвучное волшебство — музыка, написанная к фильму композитором Збигневом Прайснером. Длинное болеро. Чувственное, возвышенное и сдержанное. Из двух переплетающихся, словно судьбы героев картины, музыкальных тем. По ходу фильма они звучат отдельно, а в финале символично сливаются воедино. Для съемок этой части трилогии не использовались цветные фильтры. Добавив внутрь каждого фрагмента несколько красных элементов, режиссер добился не декоративного, а драматургического эффекта. Свитера, машины, вино, поводок собаки, подтяжки на штанах, ленточка на радиоприемнике, дорожки боулинга, сигареты — красный цвет перетекает из кадра в кадр, из квартиры в квартиру, по улицам-желобкам, наглядно связывая главных и второстепенных персонажей в единую кровеносную систему фильма. Вливая в серые и одинокие будни согревающее ощущение полнокровности жизни, пульсацию любви и осязаемое присутствие провидения.


Изображение

Цвет в фильме выглядит не совсем красным, скорее мягкий оттенок кораллового. На нем особый налет, приглушающий яркость цвета тусклой пылью нефотогеничной Женевы. Город раздражал Кесьлевского отсутствием архитектурного единства, размытой структурой и пломбами современных строений. Потому больший акцент был сделан на тщательно подобранных и перекликающихся друг с другом интерьерах и живописной съемке натурных планов, наполненных очарованием естественного цвета, света и воздуха. Пойманные в камеру редкие мгновения счастья: солнце, неторопливо погружающееся за гору; переливающиеся искорками капельки грушевой настойки на губах улыбающейся героини Жакоб; застывший от восхищения в закатных лучах герой Трентиньяна…Фильм получился невероятно живым, чутким и трепетным. Отчасти мистическим. И, подобно самому Кесьлевскому — внимательным и деликатным к чувствам изображенных в нем героев.

Вряд ли можно назвать случайностью то, что история о том, что люди живут, чаще всего не замечая друг друга, был снят в нейтральной ко всему Швейцарии. А сам фильм начался кадрами скрученных в плотный телефонный кабель и изолированных друг от друга оплеткой телефонных проводов. Символ формальности общечеловеческого братства. Сам Кесьлевский утверждал, что отправляясь в кино, зритель хочет одного — отдаться своим чувствам. Возможно именно поэтому каждая из трех картин «цветной трилогии», словно на контрасте, рассказывала о людях с «оголенной проводкой» восприятия, обладающих интуицией — особой чувствительностью, поверхностью кожи ощущающих окружающий мир.


...поразил тот кадр, который объединяет все эти три картины, где старенькая бабушка своими меленькими шагами подгодит к зеленому сооружению (видимо это мусорка для стеклотары) и пытается просунуть туда бутылку. В первых двух фильмах герои останавливают на ней взгляд и погружаются в собственные мысли, ну а в последнем молодая девушка помогает старушке. Что этим хотел сказать режиссер? Думаю, точно никто сказать не может, что именно он этим хотел до нас донести.. Но выскажу свою точку зрения: человек живет, совершает обыденные вещи, которые могут повторяться изо дня в день, но порой появление в жизни всего одного человека может существенно изменить этот обыденный ход вещей.

..А чего стоит эпизод с разгневанным администратором театра, который разыскивает уборщицу не для того, чтобы дать нагоняй, как мы думаем, а чтобы помочь носить ведра? В деталях не только дьявол, но и гений.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Трилогия Кесьлёвского

Сообщение paia » 30 июн 2013, 22:31

Отчего же я ставлю этому прекрасному фильму 9, а не 10 ?

Изображение
Кшиштоф Кесьлевский и Жан-Луи Трентиньян

Всё же в нём уже заметна некоторая усталость Кесьлевского :( Где-то он перетрудился, перестрадал... Да и перекурил.

Есть странные сближения у двух сверстников - Кесьлёвского (1941 - 1996) и Иосифа Бродского (1940 - 1996). Обращал ли кто-нибудь на это внимание? Оба имели конфликты с властями и эмигрировали, у обоих было пристрастие к курению, жену звали Марией, оба имели дочку и ..сердечную болезнь, от которой они и скончались, почти одновременно (оба похоронены в середине марта 1996-го). И режиссёр, и поэт не отличались оптимизмом, имели притяжение и отталкивание к религии, обоих можно назвать метафизиками...

Думаю, и перемена власти в Польше сыграла свою роль в той депрессии, в которой оказался польский режиссёр в конце жизни: похоже, Кесьлёвский, как и многие интеллектуалы, слишком многого от этого ждал, так что разочарование было неизбежным. А тут ещё и непризнание последнего фильма в Каннах (ему предпочли "Макулатуру" Тарантино, что обидело К. К.). И когда встал вопрос о выборе клинике с операцией на сердце, - предлагали хорошую во Франции, он решил никуда не ехать...
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4661
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер


Вернуться в Отзывы о фильмах

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1