Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский

Сообщение paia » 01 июн 2010, 15:11

Тема родилась из новостной.

Изображение

На 78-м году жизни 1 июня 2010 года у себя дома скончался российский выдающийся поэт-шестидесятник Андрей Вознесенский.
Он умер после тяжелой продолжительной болезни, сообщил "Интерфаксу" информированный источник в медицинских кругах Москвы. Вдова поэта Зоя Богуславская сообщила, что это произошло во вторник около полудня.
На днях поэт скромно отметил свой 77-й день рождения. 12 мая в течение двух часов знаменитый поэт и писатель принимал у себя на даче самых близких друзей. Пышных торжеств не устраивали, ведь Андрей Андреевич недавно вернулся из Германии, где мюнхенские врачи сделали ему операцию на сосудах - устранили атеросклеротические повреждения артерий. Вознесенский до этого уже перенес два инсульта. Последний случился в начале этого года, тогда Вознесенский потерял речь.
Андрей Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 года. Начал писать стихи еще в детстве. Когда будущему знаменитому поэту было 14 лет, его пригласил на встречу сам Борис Пастернак, прочитав присланные мальчиком стихи.
В 1957 году Вознесенский закончил Московский архитектурный институт. Уже в 1958 году его стихи появляются в газетах. Слава пришла к Вознесенскому после выхода поэмы "Мастера" (1959). В 60-х многотысячные аудитории собирали поэтические вечера, в которых вместе с Евтушенко, Рождественским, Ахмадулиной громко звучал голос Вознесенского.

Изображение

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Перу Вознесенского принадлежат такие творения, как "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992), "Casino "Россия" (1997),"На виртуальном ветру"(1998)," Страдивари сострадания" (1999), "Жуткий кризис "Суперстар", "Гадание по книге" и другие.
После "Параболы" и "Мозаики" его поэзия собирала полные залы. Его стихи то запрещали, то снова печатали. Некоторое время имя поэта упоминалось в прессе только с разрешения ЦК.
На Вознесенского, как и на других поэтов-шестидесятников Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину, обрушилась государственная опала. На встрече с деятелями искусства под аплодисменты зала Никита Хрущев кричал: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!" Но поэт не оправдывался, не извинялся. Он только требовал: "Дайте мне договорить! Дайте мне договорить!".
Неужели не испугался, спрашивала "Новая газета" поэта накануне его 75-летнего юбилея. "Это звучит нескромно, но я всегда был уверен, что ничего со мной не случится - у меня другое предназначение. Предчувствие другой судьбы", - ответил Вознесенский.
Как ни странно, самые запоминающие строки Андрея Вознесенского, которые знает буквально вся страна, - совсем не авангардные. Все знают слова таких шлягеров, как "Миллион алых роз", "Плачет девушка в автомате", "Я вам спою", "Начни сначала". А его рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) уже давно считается классикой жанра.
В 1983 году вышло собрание сочинений поэта в 3-х томах. Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" был поставлен Театром на Таганке. Там же поставили спектакль "Берегите ваши лица".
Андрей Вознесенский избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкуров, Европейской академии поэзии и других.
Поэт - лауреат Государственной премии СССР, дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) был назван "самым великим поэтом современности".
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Из Интернета

Сообщение marina » 01 июн 2010, 22:40

Ушел мой самый любимый поэт моей самой ранней юности.
Это было время, когда стихи, если они резонировали с моими мыслями, запоминались слету и потом звучали в голове вместо внутреннего диалога. Стихи Вознесенского резонировали со мной тогдашней.

Я несколько раз говорила Вам "здравствуйте", встречая Вас то на теннистых аллеях поселка Н., то в очереди в столовку... а теперь говорю: "Прощайте, Андрей Андреевич, спасибо Вам, что Ваши стихи звучали во мне"

Живите не в пространстве, а во времени,
Минутные деревья вам доверены,
Владейте не лесами, а часами,
Живите под минутными домами,
И плечи вместо соболя кому-то
Закутайте в бесценную минуту.
Какое несимметричное время!
Последние минуты — короче,
Последняя разлука — длиннее...
Килограммы сыграют в коробочку.
Вы не страус, чтоб уткнуться в бренное.
Умирают — в пространстве.
Живут — во времени.
Андрей Вознесенский,
посвящено Николаю Козыреву
marina
 
Сообщений: 156
Зарегистрирован: 06 июн 2009, 21:59

Re: Из Интернета

Сообщение paia » 01 июн 2010, 23:02

Да, да, спасибо ему! За его удивительное прочтение стихов, за них самих, за популяризацию тех поэтов, которых мы тогда не знали, за прозу поэта.

Вам тоже спасибо, Марина :friends:
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Андрей Вознесенский

Сообщение paia » 02 июн 2010, 11:13

http://www.lenta.ru/articles/2010/06/02/poet/

Миллион лирических отступлений


1 июня в Москве скончался Андрей Вознесенский - поэт, символ поколения шестидесятников. Ему только недавно исполнилось 77 лет. В последние годы он тяжело болел, в мае в Германии ему была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений артерий, однако улучшений она не дала.
Андрей Андреевич Вознесенский родился в 1933 году в семье гидроинженера, строившего Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. (В 1959-м молодой поэт будет писать свой "Репортаж с открытия ГЭС" со знанием дела: Затаенно, по-русски, // быстриною блестят // широченные русла // в миллион киловат). После школы он пошел в МАРХИ, однако после окончания института архитектуру оставил, кажется, без сожаления - строки про сортиры в рококо широко известны. Журналисты, однако, всегда любили спрашивать мнение поэта о последних зодческих тенденциях, а он охотно отвечал. Кроме того, архитектурное образование-призвание, несомненно сказалось на сложном строе стиха Вознесенского, а также на его темах. В финале знаменитой поэмы "Мастера", посвященной зодчим - создателям храма Василия Блаженного, говорится: Врете, сволочи, // Будут города! // ... // Я, Вознесенский, // Воздвигну их! // Я - парень с Калужской, // Я явно не промах, // В фуфайке колючей, С хрустящим дипломом. // Я той же артели, // Что семь мастеров. // Бушуйте в артериях, // двадцать веков!.
Еще раньше, чем архитектуре, Вознесенский стал учиться поэзии. Стихи он начал писать в самом юном возрасте, а в 1947 году отправил свои сочинения Пастернаку. Тот в ответ пригласил 14-летнего юношу в гости; эта и последующие встречи определили литературный путь Вознесенского. В 1950-х и 1960-х, в новое поэтическое время, Вознесенский воскресил для современников раннего, футуристического Пастернака, периода "Близнеца в тучах" и "Сестры моей жизни". Общим для двух поэтов оказалось и место жизни - Переделкино. Вознесенский рассказывал, что попал в писательский поселок случайно, строить отношения с властью он никогда не умел. "В Переделкине не было склочности, был дух корпорации… Тот же Солоухин, традиционалист и почвенник, был моим соседом - и мы не враждовали, а в трудное время он первый меня поддержал. И все удивлялся, как это я не боюсь властей. Врут, что писатели не могут жить вместе. Принадлежность к этому отряду - это само по себе уже такая черная метка, что сплачивает поверх любых разделений". В Переделкине Вознесенского и похоронят.
Впрочем, не только Пастернаком удивлял читателей Вознесенский, и, конечно, прав второй главный шестидесятник: "Генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый. Но все это вместе и стало уникальным поэтическим явлением, которое мы называем одним словом: 'Вознесенский'".
Успех пришел к поэту после "Мастеров" (1958) и первых сборников "Мозаика" и "Парабола" (оба 1960). Почти сразу после этого последовала травля; молодой поэт вызвал гнев самого Хрущева, когда заявил, что, как и Маяковский, не состоит в партии. "Это не доблесть, товарищ Вознесенский. Почему вы афишируете, что вы не член партии? А я горжусь тем, что я - член партии и умру членом партии! (...) Сотрем! Сотрем! Он не член! Бороться так бороться! Мы можем бороться! У нас есть порох! Вы представляете наш народ или вы позорите наш народ? (...) Не по словам судим, а по делам. А ваше дело говорит об антипартийной позиции. Об антисоветчине говорит. (...) Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. (...) Поезжайте, поезжайте. Хотите получить сегодня паспорт? Мы вам дадим сейчас же! Я скажу. Я это имею право сделать! И уезжайте! (...) Ишь ты какой, понимаете! Думают, что Сталин умер, и, значит, все можно..." - кричал Хрущев с трибуны.

Изображение
Андрей Вознесенский в молодости. Кадр телеканала "Россия 24"

"Он орал на меня 20 минут. За ним стояли ракеты и лагеря. Всё это было страшно, но я и тогда оставался самим собой, а сейчас - тем более", - вспоминал Вознесенский. Говорят, за поэта перед Хрущевым заступился лично Джон Кеннеди. Благодаря этому в начале 1960-х поэт выезжает за границу, посещает Америку, знакомится с Мерилин Монро (как страшно вспомнить во "Франс-Обзервере" // свой снимок с мордой самоуверенной // на обороте у мертвой Мерлин!), Робертом Кеннеди (тот переводит его стихи), Алленом Гинсбергом. По итогам американской поездки Вознесенский пишет знаменитую "Треугольную грушу" ("40 лирических отступлений из поэмы"). Затем еще будут Франция, Германия, Италия; поэт получил настоящую международную славу.
1960-е стали периодом не только травли и дискредитации имени Вознесенского со стороны властей, но и периодом наибольшего, невероятного успеха: тогда послушать поэзию на стадионы приходили тысячи человек. Вознесенский был одним из главных героев поколения, которое назовут в честь десятилетия - вместе с, конечно же, Евтушенко и Ахмадулиной, а также Аксеновым и Трифоновым, Галичем и Окуджавой, Любимовым и Высоцким (Вознесенский, кстати, один из тех, кто дал Высоцкому путевку в жизнь). В 1964 году поэт издал знаменитые "Антимиры" с "Маяковским в Париже", "Стриптизом", "Параболической балладой" и стихами про Антибукашкина: Нет женщин - есть антимужчины. // В лесах ревут антимашины. // Есть соль земли. Есть сор земли. // Но сохнет сокол без змеи. Спектакль по "Антимирам" в Театре на Таганке стал сверхпопулярным. Далее последуют "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Соблазн" (1978). За "Витражных дел мастера" (1976) Вознесенского впервые наградили свои, советские власти.
В 1981 году выходит ленкомовский спектакль "Юнона и Авось" - рок-опера на стихи Вознесенского, обозначившая новый виток его поэтической славы. Нельзя не упомянуть и о таких текстах песен, которые поэт начал писать, по собственному признанию, "исключительно ради денег". "...мы с Паулсом сделали 'Барабан'. (...) Я проснулся от шелеста купюр, они, как листья осенью, сыпались на меня, сделав за короткое время немыслимо богатым человеком. А потом композиторы решили обидеться на Паулса и пошли к Лапину, главному теленачальнику. Кто-то из обиженных сел за рояль и сыграл, слегка переврав, мелодию 'Барабана'. Получился израильский гимн. Бред полный, но Лапин испугался. Страшно испугался! 'Барабан' тут же исключили из репертуара, вычеркнули отовсюду". Дальше был "Миллион алых роз", под который завистникам подкопаться не удалось. Борис Гребенщиков во многих интервью с благодарностью вспоминал, как Вознесенский помог "Аквариуму" утвердить свою первую пластинку на "Мелодии": поэт пришел на худсовет, "и вопрос был решен в три минуты".
Вознесенский - один из немногих литераторов старшего поколения, которые пытались идти в ногу со временем и в почтенном возрасте Это понятно уже из одних только названий поздних книг: "Видеомы", "Casino 'Россия'", "На виртуальном ветру" (мемуары), "Жуткий кризис 'Суперстар'", "Девочка с пирсингом". Эти произведения читателям еще предстоит оценить по достоинству.
Болезнь, поразившая Вознесенского в последние годы, особенно заметно сказалась на его голосе, который в 1960-х годах по-настоящему звенел в аудитории Политехнического. Тем не менее болезнь поначалу не трогала поэта: "Да, в обычной жизни он (голос) куда-то пропадает, но стоит мне выйти на сцену... На днях выступал в Минске, а до этого был в украинском Николаеве. Такой голосина вдруг прорезался..." - рассказывал Вознесенский в 2002 году. Писать стихи он продолжал, даже когда окончательно потерял возможность говорить.

Кирилл Головастиков


"...в обычной жизни он (голос) куда-то пропадает, но стоит мне выйти на сцену... На днях выступал в Минске, а до этого был в украинском Николаеве. Такой голосина вдруг прорезался..." - это легко мы можем прокомментировать. Нисходящий поток энергии.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Андрей Вознесенский

Сообщение paia » 05 июн 2010, 14:05

Поэт Андрей Вознесенский стал православным лишь незадолго до смерти, сообщил глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский. "Я уговаривал его креститься, но Андрей Андреевич долгое время считал, что ему это не нужно, потому что у него особые отношения с Богом - без посредников. Он покрестился лишь несколько лет назад, когда уже был очень болен", - рассказал в интервью порталу "Интерфакс-Религия" представитель Церкви.
Он познакомился с А. Вознесенским более 20 лет назад, потом они стали соседями в подмосковном Переделкино и часто общались. Он носил церковную фамилию, в его кабинете висел портрет его двоюродного прадедушки, очень известного архимандрита, который принимал исповеди заключенных в Петропавловской крепости. Я уговаривал его креститься, но Андрей Андреевич долгое время считал, что ему это не нужно, потому что у него особые отношения с Богом - без посредников. Он покрестился лишь несколько лет назад, когда уже был очень болен.

Отсюда.


Думаю, очевидно то, что поэт не пришёл к настоящей Вере. И что это его стреножило по большому счёту.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4644
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер


Вернуться в Стишки

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron