Суфийские

Суфийские

Сообщение paia » 19 май 2009, 16:08

Богатые, бедные и рай

Один купец рассказывал, что в Руме он знал богатого человека, дочь которого никогда не радовалась. Когда купец после многолетнего отсутствия вновь посетил своих румских друзей, он узнал, что они потеряли всё своё состояние и стали нищими. Он огорчился за них и заплакал горькими слезами, но в этот миг к нему с весёлым смехом выбежала девушка. Увидав его слезы, она озабоченно спросила, не потерял ли он что-либо. Он объяснил ей причину своего огорчения и выразил удивление её веселости. Она ему ответила:

— Когда мы были богаты, я боялась божьего наказания, а теперь я надеюсь, что когда-нибудь рай будет мне наградой.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Руми

Сообщение paia » 28 май 2009, 12:27

Джалалиддин Руми является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:

— Я уже испробовала все способы, но ребёнок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он Вас очень уважает.

Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал:

— Приходите через три недели.

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно… Люди приходили из далёких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу… Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребёнка и сказал:

— Приходите ещё через три недели.

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чём дело. Но Руми лишь повторил сказанное.

Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику:

— Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.

— Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать, — ответил мальчик.

После этого мать попросила ребёнка подождать её на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Джалалиддин признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трёх недель будет достаточно, но ошибся…
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Неизлечимая болезнь

Сообщение paia » 22 июн 2009, 04:15

В одной деревне, в небольшой хижине у дороги, больной крестьянин лежал на кровати и умирал. Он был совсем не стар, но неизвестная болезнь схватила его и приковала к постели. Родственники уже отказались верить в его выздоровление и только надеялись на спокойную смерть. Но вдруг однажды житель соседней хижины вспомнил, что неподалеку от деревни живёт старый отшельник и суфий, и что, по слухам, он вылечивает «неизлечимые» болезни. Он сбегал за мудрецом.

Старый, но на вид сильный человек в халате вошёл в комнату к спящему больному и начал что-то шептать ему на ухо. Вскоре крестьянин проснулся, и некоторое время они перешёптывались вдвоём. После этого старый суфий встал, и, ни сказав больше ни слова, вышел за дверь.

Крестьянин пошёл на поправку, и уже через несколько дней, к полному удивлению всех жителей деревни, встал с кровати и был полностью здоров. С тех пор, когда бы его ни спрашивали: «Что же тебе сказал старый мудрец, что ты так легко победил свою болезнь?», — он всегда отвечал: «Не пытайся её победить. Полюби ее».

Но мало кто его понимал. Они ведь сами никогда не болели. Но и не выздоравливали.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: Суфийские

Сообщение камаль » 11 дек 2009, 00:44

Один человек мечтал увидеть во сне Пророка, но ему, как он ни старался , это никак не удавалось. Он попросил совета у святого. Святой сказал: « В пятницу вечером тебе следует съесть побольше соленой рыбы, совершить молитву и пойти спать, не попив воды. И тогда ты увидишь.»
Человек последовал совету. Целую ночь ему снилось, что он пьёт из рек, родников и источников. Когда настало утро, он с криком прибежал к Святому. « О Учитель, я не видел Пророка .Моя жажда была так сильна, что мне снилось, будто я пью из родников и источников. Я все ещё сгораю от жажды.» Святой сказал ему:
«Поев солёной рыбы, ты видел сны только о воде.
Такую же жажду ты должен испытывать по отношению к Божьему Пророку, тогда ты сподобишься лицезреть его благословенную красоту!»
Шейх Музаффер.
камаль
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 02:54

Re: Суфийские

Сообщение камаль » 11 дек 2009, 00:54

Одна из любимых.
Можно и в тему о Мастере и Ученике
От НЕВЕРОЯТНОГО Руми :good:

РАССКАЗ О ВСАДНИКЕ И СПЯЩЕМ



Однажды всадник по степи скакал
И спящего в пустыне увидал,

К которому ползла змея, - и вот
Полезла спящему в открытый рот.

Тот всадник отогнать змею хотел,
Хоть торопился он, но не успел.

А так как был он турок с головой,
Он спящего ударил булавой,

Взялся его нещадно избивать.
Тот завопил, проснулся-и бежать,

Пока, битьем безжалостным гоним,
Он не упал под деревом одним.

Там были груды яблоков гнилых.
И всадник крикнул: "Ешь, проклятый, их,

Ешь до сыта". При этом сильно бил,
И тот червивой гнили проглотил

Такое множество, что скоро вспять
Проглоченное начал извергать.

"О повелитель! В чем вина моя? -
Кричал несчастный, плача и блюя. -

Что причинил я милости твоей?
О, пощади меня или убей!

Любой разбойник лютый никого
Не станет мучить без вины его!

Да лучше бы мне прежде умереть.
Чем страшное лицо твое узреть!

Да разрази тебя небесный гром!
Воздай злодею, Боже, поделом!"

А всадник загремел ему: "Вставай!
Беги по этой степи, негодяй!"

Страдалец под ударами бежал,
Пока лицом на камни не упал.

И пищу из себя изверг свою
И вместе с пищей - черную змею.

И ужаснулся - так была она
Толста и безобразна и гнусна.

И ниц пред избавителем упал
И со слезами так ему сказал:

"Ты вестник милосердья, Гавриил!
Ты сам Аллах, сошедший с трона сил!

Был мертв ты, но меня ты увидал
И новую мне душу даровал!

Как мать ребенка, ты меня искал!
А я, как мул, от палки убегал.

Блажен идущий бедственной тропой,
Коль по дороге встретится с тобой!"
камаль
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 02:54

Как бороться со злом

Сообщение paia » 08 сен 2010, 14:00

Однажды гуляя на берегу Ямуны, король Акбар прочертил своим королевским посохом линию и спросил своих придворных мудрецов: "Как можно не прикасаясь этой линии, сделать её короче?"

Вперёд вышел Бирбал. Он прочертил рядом с линией Акбара вторую линию большую по своей длине первой.
Благодаря этому первая линия стала выглядеть более короткой.

Акбар сказал, когда мы видим что-то ложное, несовершенное, мы не должны этого касаться, бороться с этим.
Нам нужно рядом строить пример совершенного, истинного, правильного.
Тогда люди сами могут понять что истинное, а что ложное.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

"только влюбленный имеет право на звание человека"

Сообщение paia » 12 июл 2014, 14:58

Когда халифу указали на одну девушку и сообщили, что это — Лайли, он спросил её:
— Неужели ты и есть та самая Лайли, что свела с ума бедного Кайса? Но я, хоть убей, не нахожу в тебе никакой красоты!
В ответ ему юная дева прошептала:
— Чтобы увидеть мою красоту, ты должен быть Меджнуном. Ты должен смотреть на меня его глазами и быть верным мне в обоих мирах. Ты должен пьянеть от одного моего прикосновения и, находясь в этом сладком опьянении, не желать отрезвления. Такое безумие дарует нам прозренье и способность видеть Истину во всём её блеске. Если же все твои мысли крутятся вокруг того, с чего тебе будет убыток, а с чего барыш, то мне тебя очень жаль, потому что ты никогда не познаешь блаженства и будешь видеть только тень жизни!
Так и мы нередко проводим жизнь в погоне за тенями и призраками и не видим Истины и Красоты.




Притча не тривиальная. Нужен даже небольшой исторический комментарий.

Первым из персидских писателей, кто написал об истории любви Лейли и Меджнуна, был Рудаки. Он использовал древнюю арабскую легенду. Эта история любви персидских Ромео и Джульетты (есть даже версия, что её использовал Шекспир) стала широко известной в XII веке, когда вышла поэма персидского классика Низами "Лейли и Меджнун".
(Ударения ставим на окончании слов: НизамИ, ЛейлИ.) Имя героя поэмы - Кейс; его называют «Меджнуном» («Безумец»). Подробнее см. здесь.



"Такое безумие дарует нам прозренье и способность видеть Истину во всём её блеске" - !!??!!

Осталось сравнить знаменитую фразу романтика поэта Александра Блока (заголовок) с мнением скептика Вольтера: "Любовь – это природная ткань, расшитая воображением" ;)
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Суфий Окуджава)

Сообщение paia » 19 июл 2014, 22:59

Вдруг подумал - а может известная песня Булата Окуджавы - ещё и на тему этой притчи?

Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Суфийская мудрость в транскрипции Ремизова

Сообщение paia » 19 сен 2014, 21:39

Оригинальный русский писатель и драматург Алексей Михайлович Ремизов, столь любимый Мариной Цветаевой (и нелюбимый Ахматовой), обожал сны, сказки, фантазии, вообще всё не реальное. Он был большим поклонником восточной мудрости.
"Стоило лишь посмотреть на него самого, на черты его лица, на тюбетейку, чтобы понять его влечение к московской, полуазиатской Руси. (..) Его упоминания о происхождении матери, крестьянки из села Батыево. Моё толкование его фамилии от арабского слова «ремз», т.е. «тайна» — было приятно А.М. Он ведь не то тибетский лама одного из его рассказов, не то суфийский старец шейх. Таким признал его приведенный мною к А.М. мой тегеранский друг, писатель
Санатú Задé, поцеловавший руку смутившемуся А.М." - вспоминал В. П. Никитин, учёный востоковед, друг Ремизова.


И уже в старости, последние три года жизни, Ремизов работал над суфийскими текстами, пересказывая их как бы на русский лад.

СУФИЙНАЯ МУДРОСТЬ

ИМАМЫ

Джафар Садэг


(700 - 765)

1. Садэг («Правдивый»)
Джафар Садэг — «хранитель тайн Аллаха». Единственный из
потомков Пророка он понимал сокровенное Ислама, и никто из совре
менников — богословов и учёных — не был способен усвоить от него
тайны.
— Вот где, — Джафар указал на свою грудь, — хранится знание,
и как хотел бы я найти, кто мог бы принять сокровище.
Слышали однажды, как Джафар Садэг сказал:
— О сын мой, старайся уяснить тайное знание. Оно много
плодотворнее, нежели ты думаешь. О сын мой, знакомясь с поверхност
ным учением и пренебрегая постижением внутреннего смысла, ты, сам
того не зная, утеряешь свою жизнь. Знай, однако, тайный смысл — дар
Бога, а не приобретение. Аллах дарует тому, кто всем сердцем
стремится.


​4. Ожоги
Один из рабов Садэга принёс после вечери горячей воды для
омовения рук. Вода была так горяча — Садэг ошпарил пальцы и,
содрогнувшись, отдёрнул руку.
Раб от смущения содрогнулся не менее Садэга и, не зная, чем
выразить свою вину и испросить прощение, он произнёс стих из Корана:
Аллах любит тех, кто сдерживает свою злобу,
И тех, кто прощает людям,
И тех, кто выражает великодушие.
На каждую строку Садэг ответил:
— Я не чувствую никакой злобы.
— Прощаю тебя.
— Отпускаю тебя на волю.
И возблагодарил Садэг Бога:
— Какие пустяки — обжёгся! — пробудили великодушие.​


6. Мудрец
— Кто есть мудрец? — спросил Садэг учёнейшего богослова Абу
Ханифу.
Абу Ханифа сказал:
— Тот мудр, кто умеет отличать доброе от злого.
— Какая же это мудрость? — заметил Садэг. — Эта способность
есть и у животных.
— Так кто же, по твоему, самый мудрый?
Садэг ответил:
—Тот мудр, кто может различить два добра и два зла и выберет
лучшее добро из двух и меньшее из двух зол.




Бишр Хафи

Бишр Хафи родился в Мервском оазисе в 767 году, жил в Багдаде.
Жизнь его была не совсем так — завсегдатай багдадских кабаков.
Обращение его к Аллаху совершилось в кабацком угаре. Пропив сапоги,
босой, не помня себя, кренделил он беспутно домой. На всю жизнь
в память своего чудесного обращения решил остаться босоногим.

1. Обращение
Было дело так: поздно вечером, вдребезги пьяный, идет он и видит
на дороге лоскуток бумаги, поднял грамотку и читает:
— Бисмилляхиаррахман, аррахим — «Во имя Аллаха милос
тивого, милосердного…» (такими словами начинаются все главы Корана).
Бишр достал пузырёк духов, окропил находку и с благоговением,
как святыню, понёс домой.
И в ту же ночь одному благочестивому человеку приснился сон;
слышит голос: «Ступай к Бишру и скажи слова Корана», — повторил
написанное на лоскутке:
«… Ты очистил наше имя, так и мы очищаем тебя; Ты превознёс
наше имя, так и мы превознесём твоё; Ты сделал наше имя благоухан
ным, так и мы сделаем тебя».
Человек проснулся и задумался: «Чтото неладно. Бишр —
беспутный, пьяница, сон не о нём, так ли я понял?»
Поднялся, совершил омовение, проговорил молитву и снова неожи
данно заснул. И снится ему тот же сон. И в третий раз тоже.
Когда настал день, человек пошёл искать Бишра. В одном из
кабаков он наткнулся на пьянчужку: Бишр валялся под скамейкой
мертвецки пьяный.
— Оставь его, какой может быть разговор, посмотри, пьян, как
стелька, мычит.
Но человек просит кабатчика:
— Скажи ему, есть до него важное слово.
— Чьё слово? — пролепетал Бишр.
И был поражен, узнав: слово Божье.
Тотчас поднялся и, обратившись к собутыльникам, твёрдо сказал:
«Други мои, я призван и должен уйти. Никогда больше вы здесь не
увидите меня!»
Так и было. Раскаяние очистило душу, и он достиг благочестия.

2. Ахмед Ханбал
Для Бишра весь мир казался озарён сиянием Аллаха. Ахмед
Ханбал, первый из учёных богословов и юристов, часто посещал Бишра
и испытывал его в Боге.
Ученикам Ахмеда было вдиву, как это возможно: Ахмед, первый в
науке Ислама, советуется с безграмотным.
Ахмед отвечал:
— Да, я в науке — минарет, но в познании Бога Бишр
превосходит.

3. Бесподобный
Бессмертный пророк Эльяс (Илия)альХидр (Зеленый), когда
его спросили, кем он считает богослова Шафия, ответил:
— Шафий — один из столпов Ислама.
— А Ахмед Ханбал?
— Ахмед Ханбал — один из знающих правду.
— А Бишр Хафи?
— Бишр Хафи — ему нет подобного.

4. Побежденное желание
Бишра упрекали: «Ты знаешь много изречений Мухаммеда, почему
же ты таишь их?»
— В моём сердце сильное желание сообщить вам, и я не могу
победить это желание. Но я возвещу вам о них, как только превозмогу, —
ответил Бишр.

5. Образец поведения
Говорили Бишру:
— Багдад погряз в мирской суете, и всё, чем питаются багдадские
жители, собрано и создано неправедно и бесчестно, как же ты этим
питаешься?
Бишр сказал:
— Я ем то же, что и вы, пью то же, что и вы.
— А скажи: благодаря каким добродетелям ты достиг своего
состояния?
Бишр отетил:
— Откусывая куски меньше ваших, протягивая руку короче
вашей.
Понято было так: довольствоваться малым, воздерживаться и быть
честным.

6. Ответы
Его тянуло на мясное, но денег у него никогда не водилось, и он
невольно воздерживался. Однажды зимой его застали: сидит в комнате
голый и дрожит.
— Зачем же ты сам себя мучаешь?
— Я думал о бедных людях, — отвечал Бишр, — которые
страждут от холода, и у меня нет ничего, чтобы помочь им. Вот я снял
одежду, мерзну, чтобы, имея их мысли, равняться с ними.
— Почему ты не порицаешь великих мира сего, виноватых в столь
ких жестокостях?
Бишр ответил:
— Имя Аллаха я ставлю слишком высоко, чтобы произносить его
перед теми, кто Его не хочет знать.

7. Чудесный коврик
Рассказывает Ахмедибн Ибрагим:
— Бишр поручил мне пойти к Маруфу, живёт на том берегу
Тигра, и сказать, что придёт к нему после молитвы. Я исполнил
поручение, но Бишр так запоздал — не было лодок для переправы.
Очень меня забеспокоило: был поздний вечер. И вижу, наконецто,
Бишр появился и, не видя лодок, кинул свой молитвенный коврик на
воду и так переправился на другой берег. До утренней зари Бишр
оставался с Маруфом и таким же путем, на коврике, вернулся. Я
бросился к его ногам, прося помолиться обо мне. Бишр помолился и
просил меня не говорить об его тайне. До самой его кончины — я
молчал.

8. Паломничество
Пришёл к Бишру один человек, просит совета: у него две тысячи
серебра, и он хочет совершить паломничество в Мекку.
Бишр сказал:
— Если ты затеял паломничеством ублажить Господа, ступай и
уплати долг должника, или дай деньги неустроенному, или тому, у кого на
руках большая семья. Один такой поступок, которым ты порадуешь чьё
нибудь сердце, несравненно выше всяких паломничеств.

9. Доброта
Незадолго до смерти Бишра пришёл к нему человек и жаловался на
свою нужду. Бишр снял с себя рубашку и подал человеку. Лёг,
прикрылся тряпьём и помер.
После его смерти видели его во сне, спрашивали:
— Как поступил с тобою Бог?
— Бог укорял: «Чего, — говорит, — ты, несчастный Бишр, всю
жизнь боялся Меня? Разве ты не знал, что доброта — одно из моих
качеств?»

10. Изречения
Из изречений Бишра:
— Странствуйте постоянно: вода, что течёт, остаётся свежей, чис
той и прозрачной;
— Кто стремится, чтобы люди почитали его, тот не знает бла
годати божественной любви;
— Три поступка самые трудные: быть щедрым, испытывая нужду;
обладая властью, воздерживаться; говорить прямо перед тем, кто
внушает страх;
— Пока твой враг тебя боится, ты не достигнул совершенства.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер


Вернуться в Лучшие притчи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron