Подумал: интересно, насколько устарели фильмы Василия Макаровича. И вот впервые посмотрел "Печки-лавочки", 1972 год.
Фабула: Из далёкой сибирской деревни уезжают муж, известный тракторист, с женой (Шукшин, Федосеева-Шукшина) на курорт по одной путевке. В поезде состоялось знакомство и с обаятельнейшим вором (Георгий Бурков), и с ученым-лингвистом (Всеволод Санаев), пригласившим их остановиться у него в Москве. В конце-концов, попадают супруги и к Чёрному морю.
Подробнее. Сценарий.
В формате комедии показано очень много чего.
Прежде всего, конфликт двух типов культур - городской и деревенской.
Вроде как - тем более для нас, горожан - это тема давно неактуальна, тем более, что "прощание с Матёрой" давно состоялось. И тем не менее было очень интересно смотреть, как работает Мастер.
Только не очень понятно, насколько этот фильм будет понятен более молодым зрителям. Мы-то всё же и жили тогда, и деревню видели, и "Калину красную" хорошо знаем (я три раза смотрел) - и очень высоко ценим, и Шукшина читали внимательно.
Фильм сделан тонкими мазками. Глубина психологического анализа персонажей впечатляет. Не идеализирует Шукшин ни горожан, ни деревенских. Но всё же современного зрителя удивляет мера любви/доброты режиссёра к людям.
Даже вор у него обаятельный
Иногда всё же и любуется откровенно Шукшин своей любимой деревней (впрочем, горожанин Андрей Смирнов в красивой "Осени", снятой через два года, также любуется). Причём просвечивает её нищета, да и как бы вскользь про неё таки рассказывается.
Итак, особенно понравилось сочетание лёгкого формата с серьёзным содержанием и мера любви автора к людям.