Интересная тема, спасибо
Поэт, писавший воистину райские стишки, непосредственно о рае написал немного.
Сальери характеризует Моцарта:
...Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Нам, конечно, любопытно вспомнить, что некоторые эзотерики считают Моцарта предыдущей инкарнацией Пушкина
Или есть незаконченное, посвящённое, может быть, княгине
Марии Волконской,
здесь рай - Италия (впрочем, попадает в рай у Пушкина
бедный рыцарь).
Наверное, этот стишок повлиял на
Мандельштама, мечтавшего в тяжёлый год о другой реальности:
О, где же вы, святые острова,
Где не едят надломленного хлеба,
Где только мед, вино и молоко,
Скрипучий труд не омрачает неба
И колесо вращается легко?
("
Черепаха", 1919)
Лирический герой "
Лютеранина" молодого ОМ не верит в рай:
И думал я: витийствовать не надо.
Мы не пророки, даже не предтечи,
Не любим рая, не боимся ада,
И в полдень матовый горим, как свечи.
Рай по
Сологубу, два варианта,
`эротический` и `
стихотворный`.
Юный
Набоков:
В хрустальный шар заключены мы были,
и мимо звезд летели мы с тобой,
стремительно, безмолвно мы скользили
из блеска в блеск блаженно-голубой.
И не было ни прошлого, ни цели;
нас вечности восторг соединил;
по небесам, обнявшись, мы летели,
ослеплены улыбками светил.
читать дальшеЕсть у Набокова и менее романтическое описание рая, скорее также
эротическое Похоже, этот странный стишок знал известный советский поэт и писатель Вадим
Шефнер, написавший
свою версию Лилит с забавными строками:
А в раю-то было пресней,-
Заработанный хлеб - вкусней.
А в раю-то мы спали врозь,-
Это рай - оторви да брось!
(Как ни странно, этот стишок целиком вошёл в советскую антологию ...для школьников
)
Такое - между эросом и агапе - разделение у поэтов пошло даже не с
Ефрема Сирина, а задано в Библии (согласно Оригену). Страстная человеческая любовь и любовь Бога к человеку, говорят на общем языке, и поэтому
Библия, говоря о "любви", "ласках", "благоуханиях", пользуется
омонимами - словами, которые обозначают разные вещи: плотские и духовные ("
Песня песней").
В общем, писал целый час, а исчерпал одну пятидесятую темы Ещё ранний Набоков:
Когда я по лестнице алмазной
поднимусь из жизни на райский порог,
за плечом, к дубинке легко привязан,
будет заплатанный узелок.
Узнаю: ключи, кожаный пояс,
медную плешь Петра у ворот.
Он заметит: я что-то принес с собою --
и остановит, не отопрёт.
"Апостол, -- скажу я, -- пропусти мя!.."
Перед ним развяжу я узел свой:
два-три заката, женское имя
и темная горсточка земли родной...
Он поводит строго бровью седою,
но на ладони каждый изгиб
пахнет еще гефсиманской росою
и чешуей иорданских рыб.
И потому-то без трепета, без грусти
приду я, зная, что, звякнув ключом,
он улыбнется и меня пропустит,
в рай пропустит с моим узелком.