АЙЯ-СОФИЯ
Айя-София,- здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен край, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела - прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
1912В первой книге "Камень" (1913) Мандельштам воссоздал идеальный образ
храма Софии в Константинополе, который воспринимался и современниками, во времена Юстиниана (VI в.н.э.), и паломниками поздних времен как подобие Небесного Иерусалима. Стихотворение "Айя-София" значимо не только само по себе, но еще и потому, что нити от него проходят через все творчество поэта. В диптихе "Айя-София" и "Notre Dame" исследователи справедливо видят подчеркнутую программность второго стихотворения. В контексте теоретических статей самого Мандельштама, в которых утверждается особая значимость для самого поэта и его единомышленников-акмеистов "гениального средневековья" и готики, "Notre Dame" воплощает творческое кредо поэта. Образ "Айя-Софии" несёт иную миссию — в нём воплощён дар Бога как упование, надежда и желанный идеал.
Уже в раннем творчестве Мандельштама, в период "Камня", складываются две парадигмы: деятельная и созерцательная, трудная ("тяжесть") и легкая ("нежность") — две дороги, ведущие к храму, два пути к Небесному Иерусалиму.
Подробнее.
ОМ не был в Турции, наверное, проникся впечатляющим описанием
градиозного Храма у Мережковского.
"Замысел центрического купольного храма, намеченный еще в языческом римском Пантеоне (начало II в.), оказался сполна реализованным в прославленной константинопольской базилике св. Софии (Айя-София). Этот храм, освященный во славу веры Христа и державы Юстиниана I в 537 г., с такой же итоговой цельностью выражает новое ощущение мира, как Парфенон - идеалы Перикловых Афин. Внешний вид св. Софии скромен; тем более поражает раскрывающееся при входе в храм подкупольное пространство, при грандиозных размерах отмеченное предельной ясностью конструкции и создающее иллюзию небывалой легкости" (
С. С. Аверинцев).