оптимистические стишки

Борис Пастернак

Сообщение paia » 06 сен 2009, 15:21

КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ

Большое озеро как блюдо.
За ним — скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то чёрной тенью
Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.

B церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далёкий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.

1956



Мой знакомый режиссёр начал фильм о Пастернаке с пейзажа - начала это стишка - неслучайно. Это, конечно, программный стих.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: оптимистические стишки

Сообщение paia » 07 сен 2009, 17:14

АЙЯ-СОФИЯ

Айя-София,- здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?

Прекрасен край, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела - прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

1912



В первой книге "Камень" (1913) Мандельштам воссоздал идеальный образ храма Софии в Константинополе, который воспринимался и современниками, во времена Юстиниана (VI в.н.э.), и паломниками поздних времен как подобие Небесного Иерусалима. Стихотворение "Айя-София" значимо не только само по себе, но еще и потому, что нити от него проходят через все творчество поэта. В диптихе "Айя-София" и "Notre Dame" исследователи справедливо видят подчеркнутую программность второго стихотворения. В контексте теоретических статей самого Мандельштама, в которых утверждается особая значимость для самого поэта и его единомышленников-акмеистов "гениального средневековья" и готики, "Notre Dame" воплощает творческое кредо поэта. Образ "Айя-Софии" несёт иную миссию — в нём воплощён дар Бога как упование, надежда и желанный идеал.
Уже в раннем творчестве Мандельштама, в период "Камня", складываются две парадигмы: деятельная и созерцательная, трудная ("тяжесть") и легкая ("нежность") — две дороги, ведущие к храму, два пути к Небесному Иерусалиму. Подробнее.
ОМ не был в Турции, наверное, проникся впечатляющим описанием градиозного Храма у Мережковского.
"Замысел центрического купольного храма, намеченный еще в языческом римском Пантеоне (начало II в.), оказался сполна реализованным в прославленной константинопольской базилике св. Софии (Айя-София). Этот храм, освященный во славу веры Христа и державы Юстиниана I в 537 г., с такой же итоговой цельностью выражает новое ощущение мира, как Парфенон - идеалы Перикловых Афин. Внешний вид св. Софии скромен; тем более поражает раскрывающееся при входе в храм подкупольное пространство, при грандиозных размерах отмеченное предельной ясностью конструкции и создающее иллюзию небывалой легкости" (С. С. Аверинцев).
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Давид Самойлов

Сообщение paia » 08 сен 2009, 18:48

Изображение

НАЗВАНЬЯ ЗИМ

У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна,
И холод, и голубизна.

Еленою звалась зима,
И Марфою, и Катериной.
И я порою зимней, длинной
Влюблялся и сходил с ума.

И были дни, и падал снег,
Как теплый пух зимы туманной.
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.




Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: оптимистические стишки

Сообщение Анастасия » 08 сен 2009, 20:29

:smile: :good: :good: :good: :Rose: !!!
Как порадовал!!! Как порадовал!!!
Словно чудный подарок - Зима!!!
С п а с и б о !!!
Анастасия
 
Сообщений: 441
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:40

Пушкин, 1825

Сообщение paia » 09 сен 2009, 04:24

:smile:


* * *

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.

Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: оптимистические стишки

Сообщение Анастасия » 09 сен 2009, 16:09

Гений А. С. Пушкина :
- Прочитала, и как будто в себя заглянула.

"Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись! "

Всё делала раньше в точности до наоборот!
И печалилась, и сердилась,
И не верила в" день веселья."

Не было будущего, была депрессия.
Ни веры, сплошное уныние.
:smile:
- Прошло, но не всё!
А на тонком плане осталось.
Память - внутри себя держала многое.
Да и сейчас ещё держит,
Влияя на жизнь сегодня,
Бывает незримо, а то - и явно.
:smile:
- Сегодня не страшно об этом писать.
- У нас есть Бионергетика!..
Анастасия
 
Сообщений: 441
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:40

Re: оптимистические стишки

Сообщение paia » 10 сен 2009, 01:39

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве - бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость - перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть - Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, всё равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье Богу - ты свободен -
В России, в Болдине, в карантине...


Давид Самойлов 1961


Изображение
Большое Болдино
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Владимир Сергеевич Соловьёв

Сообщение paia » 10 сен 2009, 21:47


* * *

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?

1892




"Всё, что видится на земле, - Божие творение; всё, что есть, вышло из руки Божией, и если бы мы были зрячи, мы видели бы не только густую, непрозрачную форму, но и что-то другое. Есть замечательная проповедь на Рождество митрополита Филарета Московского, где он говорит, что если бы только мы умели смотреть, мы видели бы на каждой вещи, на каждом человеке, на всём - сияние благодати; и если мы этого не видим, то потому, что сами слепы, - не потому, что этого нет. Но, с другой стороны, мы живём в мире падшем, изуродованном, где всё двусмысленно; каждая вещь может быть откровением или обманом. Красота может быть откровением - и может стать кумиром, обманом; любовь может быть откровением - и может стать кумиром и обманом; даже такие понятия как правда, истина могут быть откровением или, наоборот, заморозить самую вещь, которую хотят выразить. Поэтому на всё нужно смотреть глазами художника или святого; другого выхода нет". Отсюда.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: оптимистические стишки

Сообщение Анастасия » 10 сен 2009, 22:59

:smile: - спасибо!

Художник или мыслитель.
Что мы видим и как выражаем это?
Просто думаю.
Анастасия
 
Сообщений: 441
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:40

Re: оптимистические стишки

Сообщение paia » 11 сен 2009, 18:47

РАСТОЧИТЕЛЬ

Измотал я безумное тело,
Расточитель дарованных благ,
И стою у ночного предела,
Изнурен, беззащитен и наг.

И прошу я у милого Бога,
Как никто никогда не просил:
— Подари мне ещё хоть немного
Для земли утомительной сил.

Огорченья земные несносны,
Непосильны земные труды,
Но зато как пленительны вёсны,
Как прохладны объятья воды!

Как пылают багряные зори,
Как мечтает жасминовый куст,
Сколько ласки в лазоревом взоре
И в лобзании радостных уст!

И еще вожделенней лобзанья,
Ароматней жасминных кустов
Благодатная сила мечтанья
И певучая сладость стихов.

У тебя, милосердного Бога,
Много славы, и света, и сил.
Дай мне жизни земной хоть немного,
Чтоб я новые песни сложил!

Фёдор Сологуб 13 июня 1917
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: оптимистические стишки

Сообщение Анастасия » 11 сен 2009, 22:03

:good: :Bravo: :Rose: :Rose: :Rose: !!!
Спасибо!
Анастасия
 
Сообщений: 441
Зарегистрирован: 07 май 2009, 19:40

Фёдор Сологуб

Сообщение paia » 12 сен 2009, 17:03

* * *
Насытив очи наготою
Эфирных и бесстрастных тел,
Земною страстной красотою
Я воплотиться захотел.

Тогда мне дали имя Фрины,
И в обаяньи нежных сил
Я восхитил мои Афины
И тело в волны погрузил.

Невинность гимны мне слагала,
Порок стыдился наготы,
И напоил он ядом жало
В пыли ползущей клеветы.

Мне казнь жестокая грозила,
Меня злословила молва,
Но злость в победу превратила
Живая сила божества.

Когда отравленное слово
В меня метал мой грозный враг,
Узрел внезапно без покрова
Мою красу ареопаг.

Затмилось злобное гоненье,
Хула свиваясь умерла,
И было — старцев поклоненье,
Восторг бесстрастный и хвала.


1908


Фрина - знаменитая афинская гетера.

Изображение
«Фрина перед ареопагом», Ж.-Л.Жером, 1861

..один из ее отвергнутых поклонников по имени Евтий подал на нее в суд. Обвинение было серьезным — развращение молодежи и оскорбление богов. Именно за это в свое время был казнен великий Сократ. По словам кляузника, Фрина не только вела богохульные речи, но и отдавалась своим любовникам прямо в храме Афродиты, что якобы умножало любовный пыл.
Вопреки легенде, гетеру судил не ареопаг, высший афинский суд, имевший право выносить смертный приговор, а гелиэя, то есть суд присяжных. Смерть ей не грозила, но изгнание из Афин и конфискация имущества, которого требовало обвинение, было достаточно суровой мерой.
Чтобы спастись, Фрина попросила стать своим защитником известного оратора Гиперида. Вместо гонорара она предложила стать его любовницей, и честолюбивый юрист согласился.
На заседании суда он совершил эффектный ход — вывел подсудимую вперед и сдернул с нее хитон, обнажив Фрине грудь. После этого Гиперид задал вопрос: "Граждане Афин, может ли в столь совершенном теле скрываться преступная душа?"
Суд единогласно вынес оправдательный приговор...
На протяжении веков эта история вдохновляла многих мастеров искусства.
В 1861 году французский живописец «помпезного стиля» Жан-Леон Жером создал картину «Фрина перед ареопагом», где эффекта ради перенес действие в высший афинский суд и обнажил героиню совсем, а не до пояса, как было на самом деле.

Ещё картины.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Пред.След.

Вернуться в Стишки

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron