* * *
Когда тот польский педагог,
В последний час не бросив сирот,
Шёл в ад с детьми и новый Ирод
Торжествовать злодейство мог,
Где был любимый вами бог?
Или, как думает Бердяев,
Он самых слабых негодяев
Слабей, заоблачный дымок?
Так, тень среди других теней,
Чудак, великий неудачник.
Немецкий рыжий автоматчик
Его надежней и сильней,
А избиением детей
Полны библейские преданья,
Никто особого вниманья
Не обращал на них, ей-ей.
Но философии урок
Тоски моей не заглушает,
И отвращенье мне внушает
Нездешний этот холодок.
Один возможен был бы бог,
Идущий в газовые печи
С детьми, под зло подставив плечи,
Как старый польский педагог.
Александр Кушнер
Имеется в виду польский писатель Януш Корчак, автор известнейших детских книг «Король Матиуш» и др. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них «
Как любить ребёнка», 1914, и «
Право ребёнка на уважение», 1929). Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот,
Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Вопрос, заданный поэтом, кажется риторическим. Но всё же попробую на него ответить. Александр Семёнович, впрочем, сам почти на него отвечает: Один возможен был бы бог, идущий в газовые печи с детьми.
Бог был в душе у
Януша Корчака и его помощницы.
Кадр из фильма Анджея Вайды "Корчак", 1990 г.