О Душе и Духе

разные проблемные вопросы

О Душе и Духе

Сообщение paia » 07 окт 2009, 02:59

Tandyru писал:
Если под Душой считать "сердечную" память с прошлых воплощений, то она "входит в тело", т.е. становится активной в области сердечного центра не у всех и случается это обычно где-то после 30.

Tandyru, объясни, пожалуйста, "прошлых воплощений" ЧЕГО? Или, по-твоему, Душа человека не является его обязательным компонентом?
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4753
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: О Душе и Духе

Сообщение Tandyru » 07 окт 2009, 11:29

paia писал(а):Tandyru, объясни, пожалуйста, "прошлых воплощений" ЧЕГО? Или, по-твоему, Душа человека не является его обязательным компонентом?

В принципе индивидуальный дух (сознание) может появиться и автоматически, когда формируется подходящий набор тел.
Но так как уже существует множество воплощавшихся духов, то чаще всего в ребенка входит уже сформировавшийся дух, имеющий "за плечами" множество воплощений. К духу "прикреплена" память земных воплощений - душа. В памяти духа и души содержатся в том числе и недопрожитые вещи, которые содержат или порождают определенные намерения, которые дух+душа стремятся реализовать в текущем воплощении. Но дух+душа могут быть недостаточно развиты, чтобы правильно выбрать и выстроить воплощение и по этому по факту реализовать эти намерения удается далеко не всегда. Душе может просто "не найтись места" в телах. Либо они получатся такими, что через них будет невозможно осуществление этих намерений. В итоге душа (как память прошлых воплощений) так и останется на "задворках подсознания" и после смерти объединиться с остатками памяти о текущем воплощении.

Бывают конечно и "патологические" случаи, когда память предыдущих воплощений по какой-то причине оказывается "разрушеной". Либо дух может иметь свое первое воплощение на Земле. В этих случаях души как бы нет и она сформируется впоследствие из памяти текущего воплощения.

Многие эзотерики не отделяют дух от души и просто говорят "душа".

А раньше под душой вообще подразумевали "то, что оживляет тело", т.е. эфирное и астральное тела.
Tandyru
 
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 09:36

Re: О Душе и Духе

Сообщение paia » 07 окт 2009, 12:59

Tandyru писал(а):Многие эзотерики не отделяют дух от души и просто говорят "душа".

А раньше под душой вообще подразумевали "то, что оживляет тело", т.е. эфирное и астральное тела.
Ясно, так и думал, что просто термины по-разному понимаем.
И правда путаница имеется, например, Дух - как Божье начало, дающее всему жизнь, энергия и Дух как лучшая часть Души, самая высокая, которой нет у животных...
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4753
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

О Духе

Сообщение Tandyru » 07 окт 2009, 13:24

Я выделяю индивидуальный дух и общий Дух. Общий Дух - это "тот, кто смотрит через всех" и все пронизывает. Индивидуальный дух - это по сути один "взгляда Духа" с памятью об опыте своего существования. Вместе они образуют как бы "тонкое" сознание.
Tandyru
 
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 09:36

Дух - статья в Философской энциклопедии

Сообщение paia » 07 окт 2009, 14:14

Что ж, опять выпишу из солидного издания (скачать все 5 томов Философской энциклопедии можно здесь).

ДУХ (греч. voOg, яуеОца; лат. spiritus, mem; нем. Geist; франц. esprit; англ. mind, spirit) — 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возмож­ность дополнить природную основу индивидуального и об­щественного бытия миром моральных, культурных и рели­гиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосре­доточивающего принципа для других способностей души;
2) идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен.

Понятие «дух» в отличие от «разума» (и тем более «рассудка») не столь жестко связано с рационально-познавательными способностями; в отличие от «интеллекта» соотносится, как правило, со своим персонифицированным носителем, с «ли­цом»; в отличие от «души» акцентирует объективную значи­мость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний, в отличие от «воли» на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора, в отличие от «сознания» фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальное» не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной не­обходимости, практической активности и т. д.
Концептуальное и понятийное оформление дух получает в античной философии. У досократиков возникает учение о правящей миром, строящей из хаоса космос объективной силе, которая пронизывает собой мир и даже отождествля­ется с одной из вещественных стихий, но в то же время не растворяется в пассивной материальности. Чаще всего че­ловек мыслится как носитель силы, которую он мог в себе культивировать, становясь ее сознательным сотрудником. Обычно эта сила обозначалась как одноименная какой-либо из высших человеческих способностей (душа, мыш­ление, сознание, речь, счет и т. п.).
Со временем номини­ровать стали понятия нус и пневма. Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыс­лей», «умственное созерцание» и этим отличалось от тер­минов с перевесом психологического (псюхе, тюмос, френ), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивно­го (логос, дианойа, диалектикэ) значения, у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динами­ки и организующе-различающую силу (ср. аналогичное, но не закрепившееся в традиции понятие Эмпедокла «свя­щенное сознание», «eppfjv lepfj»—В 134, 4 DK).

В филосо­фии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как миро-правящая сила йотируется термином «нус», помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединя­ет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее ми­ровую материю в космический организм. У Платона и нео­платоников нус порожден высшим принципом, невырази­мым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус — высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир. Термин «пневма» (как и лат. аналог «слиритус») первона­чально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение (напр., «бесконечной пневмой» дышит пифагорейский кос­мос, в греческой медицине пневма есть вещественная жиз­ненная сила-дыхание). Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: т. о., пневма вы­полняет роль мировой души как оживляющее начало и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновение духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей {см. Эннеады, II2,2; III8; V 2).

Генезис христианского понимания Духа восходит к эл­линистическому религиозному синкретизму; В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Быт. I, 2), что открывает воз­можность многообразных сближений эллинского и биб­лейского богословия. Филон Александрийский также име­нует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания Духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице Дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть Дух (Ин. 4.24), но в то же время существует и злая духовность. Способность «различать духов» понималась как один из особых даров Св. Духа (1 Кор. 12.10). Во многих случаях (особенно в посланиях an. Павла) затруд­нительно отнесение слова «Дух» к ипостаси Бога или к че­ловеческой способности. Однако средневековые богословы видели в этом указание на то, что Дух Божий, овладевая человеком, не растворяет в себе его индивидуальность. Единосущность Духа другим лицам Троицы стимулировала в средневековой философии онтологиче­ские и логические споры о понятии бытия. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы от патриотического и средневекового христианского понимания Духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.

Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жиз­ненную силу. В рамках натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии Возрождения находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жиз­ненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.

В 17-18 вв. происходит кристаллизация новых тем, свя­занных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как суб­станция выполняет теперь роль онтологической основы универсума (ср. «нус») и роль основания связи субъектив­ного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной суб­станции тех способностей, которые раньше находились на низших ступенях ментальной иерархии, напр, ощущения, переживания, стремления, воли и т. п. (ср. в этом отноше­нии понятия cogitare Декарта, mens Спинозы, spiritus Лей­бница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эм­пириков). Так, по Декарту, духовная субстанция (res cogitafts) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, йо внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизи­ка обычно распределяла между духом и материей. В рамках рационализма возникает проблема координации духа и ма-терии* которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу «-создателю «предустановленной гармонии», по­скольку дух как субстанция оказывался своего рода безлич-дай «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух ли­шается субстанциональности и сводится к единичным со­стояниям души. «Дух есть нечто, способное мыслить»,— говорит Локк, но построить на этом основании ясную идек» субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дели лишь с предполагаемым субстра­том «действий, которые мы испытываем внутри себя», каковы «мышление, знание, сомнение, сила движения и т. д.» (Опыт о человеческом разумении, И, 23, 4—6). Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность статуса самодостаточного духа и его содержания. Кроме «идей» (т. е. любых предметов восприятия), согласно Бер­кли, есть «познающее Деятельное существо... то, что я на­зываю умом, духом, душой или мной самим», Это—«вещь, совершенно отличная от идей» (О принципах человеческо­го знания, I, 2), «дух есть простое, нераздельное, деятель­ное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом, как производящее их или иным способом действую­щее над ними—волей» (там же, 1,27). Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа» (там же, I, 6—7). Юм, в свою очередь, перево­рачивает это понятие духа, демонтируя принцип самотож-дественности Я. «Сущность духа (mind) так же неизвестна мм, и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точ­ных экспериментов...» (Трактат о человеческой природе... Введение). Монадология Лейбница дает другую' модель соотношения духа и мира: критикуя представление о «еди­ном всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдатель­ного начала, вещества; принцип совершенства требует до­пущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповто­римый лад. Душа-монада, дорастая в своем развитии до самосознания, становится конечным духом и начинает воспроизводить в себе не столько Вселенную, сколько Бога, который есть бесконечный дух. Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение германскому слову «Geist», в основе которого — индоевропейский корень «ghei» со значением «движущая сила», «брожение», «кипение». Экхарт (13 в.) переводит «mens» как «Seeto» и «anima» как «Oeist». Лютер переводит словом «Geist» евангельское поня­тие «пневма». У Бёме «Geist» уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде «Seelengeist», души в оболочке духа.
Просвещение (начиная с вольфианцев) интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vemunft» (разум); это понятие предпочитает и Кант. Однако мистико-виталистические коннотации понятия «Geist» сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у Гёте и романтиков. Кант ограничивает сферу употребления понятия «дух» («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображе­ния эстетических идей» (Критика способности суждения, § 49), и областью антропологии, где, в частности, различа­ет духовные силы, осуществляемые рассудком (см., напр.. Метафизика нравов, II, § 19). Критически относится Кант и к просветительской рационализации духа, и к его оккультной мистификации (см. полемику со Сведенборгом в «Грезах духовидца...»). Вместе с тем своим трансценден­тальным методом Кант радикально изменил саму пробле­му, разделив традиционный для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономных царства — природа, свобода и целесообразность, которые уже не мог­ли суммироваться отвлеченным понятием «дух».
В свете кантовских открытий Фихте, Гегель и Шеллинг дают новую трактовку понятия «дух». Если выделить ее смысловое ядро, сохранившееся на всех поворотах слож­ного пути немецкого трансцендентализма, то можно от­метить следующие моменты. Все конечные феномены духа находят свой смысл в «абсолютном духе». Абсолютный дух творит себя и свою предметность. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя и в котором только он и существует. Абсолютный дух в своей истории от­чуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчуж­денный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В резуль­тате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные идеи эмпирической субъективности челове­ка, т.о., суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шеде­вром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).

Философия 19 в. в целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией немецкому трансцен­дентализму. Понятие духа оказывается естественной мише­нью для критики таких направлений, как позитивизм, марксизм, волюнтаризм. «Дух» остается релевантным по­нятием для мыслителей постромантического толка (Карлейль, Торо, Эмерсон) и для некоторых представителей философии жизни, которыми он обычно понимается как более или менее удачный псевдоним «жизни» или, напро­тив, как опасный недуг, тормозящий самоутверждение ви­тальности (линия Ницше в 19 в. до Шпрангера и Л. Клагеса в 20 в.).

В 20 в. философия отнеслась к понятию "дух» более лояль­но. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (напр., версия Кассирера в неокан­тианстве,, версия Юнга в психоанализе, версия Бергсона в витализме, версия Шеллера в феноменологии, версия Сантаяны и Уайтхеда в неореализме). Философия культу­ры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направ­ления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Кроче, Джентиле), ре­анимировали классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности, Персонализм (Мунье), философия диалога (Бубер), экзистенциализм (Ясперс) используют не только лексику традиционных уче­ний о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4753
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: О Душе и Духе

Сообщение Tandyru » 07 окт 2009, 14:52

Лично мне хватает своего простого интуитивного понимания индивидуального духа, Духа и души.
Я как человек являюсь и ими тоже. Для меня это "части" меня, которые при желании я могу воспринимать напрямую.
Поэтому мне лично для себя не нужны эти определения. Они нужны мне чтобы знакомить других людей с их собственной сутью.
Tandyru
 
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 09:36

Re: О Душе и Духе

Сообщение paia » 15 фев 2010, 14:28

Дух - это поле, Душа - вместилище. Так можно?
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4753
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: О Душе и Духе

Сообщение Tandyru » 15 фев 2010, 15:13

paia писал(а):Дух - это поле, Душа - вместилище. Так можно?

А тело тогда что? :)

Я разделяю их еще и по степени единства.
Общий Дух воспринимается с более "низких" уровней как нечто единое, пронизывающее все. При определенной тренировке можно им стать почти "в чистом виде", чтобы познать бытие Духа и то, что мы все им в какой-то мере являемся.
Индивидуальный дух человека - это определенным образом выделенная из Духа часть Всего. Поэтому он и един с общим Духом и в то же время отделен. Как минимум наличием "собственной" памяти и набором намерений, которые он стремиться реализовать и/или которые стремятся реализоваться через него и тела, в которых он воплощен.
Душа человека состоит из немного более грубых материй и поэтому в ней меньше единства. Как внутреннего, так и внешнего (т.е. с другими душами и соседними уровнями). Кроме того, душа "привязана" к Земле и содержит память о земных воплощениях, включая различные переживания и намерения.
Более грубые тела, включая физическое разрушаются по окончании воплощения.

Судить о том, что является вместилищем чего сложно и думаю, что не очень верно.
Они друг к другу привязаны и друг с другом взаимодействуют. Через индивидуальный дух, душу, тела Дух действует в проявленном. В то же время и происходящее в телах и душе отражается в индивидуальном духе и общем Духе.
Tandyru
 
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 09:36

Re: О Душе и Духе

Сообщение paia » 15 фев 2010, 19:36

Tandyru писал(а):
paia писал(а):Дух - это поле, Душа - вместилище. Так можно?

А тело тогда что? :)


Общий Дух воспринимается с более "низких" уровней как нечто единое, пронизывающее все. При определенной тренировке можно им стать почти "в чистом виде"
Вместилище Души, конечно :D

В чистом виде?? Не это ли и является нашей целью? :lol:
Индивидуальный дух человека - это определенным образом выделенная из Духа часть Всего. Поэтому он и един с общим Духом и в то же время отделен. Как минимум наличием "собственной" памяти и набором намерений, которые он стремиться реализовать и/или которые стремятся реализоваться через него и тела, в которых он воплощен.
Памяти? Это интересно. Где у нас она расположена?
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4753
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер

Re: О Душе и Духе

Сообщение Tandyru » 16 фев 2010, 09:39

paia писал(а):В чистом виде?? Не это ли и является нашей целью? :lol:

Да, многие эзотерики считают это своей конечной целью, но на самом деле это одна из ступенек на пути. Если на ней не застрять, то "возвращаешься" обратно, но уже несколько по иному все воспринимаешь.

paia писал(а):
Tandyru писал(а):Индивидуальный дух человека - это определенным образом выделенная из Духа часть Всего. Поэтому он и един с общим Духом и в то же время отделен. Как минимум наличием "собственной" памяти и набором намерений, которые он стремиться реализовать и/или которые стремятся реализоваться через него и тела, в которых он воплощен.
Памяти? Это интересно. Где у нас она расположена?

На субъективное внутреннее пространство эта память проецируется в область за головой и немного выше. Так как сигналы из этой памяти обычно значительно слабее, чем из памяти более "низких" уровней, их труднее уловить.
Tandyru
 
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 09:36

Re: О Душе и Духе

Сообщение paia » 17 фев 2010, 13:27

Вынес диалог о памяти в отдельную тему.
Аватар пользователя
paia
Администратор
 
Сообщений: 4753
Зарегистрирован: 07 май 2009, 01:17
Откуда: Питер


Вернуться в Ищем истину

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron