Нанук с Севера, Роберт Флаэрти, 1922 г., СШАЕщё один совершенно замечательный фильм, классика жанра
Режиссёр его снимал больше года, жил с эскимосами.
«Сначала я был исследователем, потом стал художником, — сказал о себе Флаэрти. — В каждом народе есть зёрнышко величия, и дело кинематографиста найти тот единственный случай или даже одно-единственное движение, в которых это величие проявляется».
«Удивительно! Исключительное свойство кино: когда человек вооружен камерой, он видит мир как бы впервые. Мир становится богаче, полнее. Испытываешь особое чувство восторга».
Флаэрти показал, как этнографический материал может стать основой для глубокого и совершенного киношедевра.
Открыл и применял методику длительного наблюдения, позволившую ему в лучших фильмах поэтически воссоздать величие человека, его мужественное противоборство с природой и в то же время слияние с ней. Флаэрти не разделял кинематографическую и реальную действительность. Его камера — соучастница реальной жизни. Его метод — глубокое проникновение в жизненный материал. Монтаж не режет реальность, не создает ее вновь, он ловит и бережно сохраняет ритм самой жизни. Каждый кадр — знак, филигранная точность образа. В отличие от европейских документалистов, которые стремились к актуальности, просветительству, тяготели к публицистике, Флаэрти не был ни летописцем, ни обличителем. Он был скорее идеалистом и романтиком.
Его герои вырваны из конкретных социальных и исторических связей и поставлены в извечную романтическую позицию один на один с природой. Нет сомнения, что Флаэрти идеализировал эти народы, их жизненный уклад. Но он сумел показать, как счастлив может быть человек, живущий в согласии с собой и окружающим миром.
Британская академия кино и телевидения (BAFTA) вручает премию Роберта Флаэрти. C 1995 в Перми проводится фестиваль документального кино Флаэртиана
Журнал, посвящённый фильму:
http://seance.ru/category/names/flaherty-robert/Удивительно, но и сейчас, спустя почти 90 лет, это кино смотрится "на ура"!
Оценка: 9,5 из 10.