Баба Азиз
Режиссер: Насер Хемир
Глубокий и красивый фильм о суфиях с потрясной музыкой.
Описание: Два человека, затерянные в океане песка. Иштар, веселая маленькая девочка, и ее дед, Баб Азиз, слепой дервиш. Их цель – великое воссоединение дервишей, которое происходит каждые тридцать лет. Но узнать, где это произойдет, каждый пытается исходя из своей веры. Каждый должен услышать бесконечную тишину пустыни своим сердцем. Пока они пересекают безграничное пространство пустыни по обжигающим пескам, они встречаются с другими людьми. Осман, страдающий по прекрасной девушке, которую он нашел на дне колодца… Зайд, чьи песни воспевают восхитительную красавицу. которую он потерял… Тут и Принц, который отказался от своего королевства, чтобы стать дервишем – древняя легенда, которую Баб Азиз рассказывает Иштар, пока они преодолевают тяжелый путь. Пустыня – друг дервиша, однако, в течение всего времени она не открывает Баб Азизу секрета: места сбора. Пожилой мужчина в последний раз целует внучку, прежде чем отправить ее с Зайдом в буйство красок и волшебные звуки сбора. А для Баб Азиза настало время слиться с песками, став частью множества преданий и легенд, которые витают над пустыней, как мечта, и другая мечта, и еще, и еще, и так до бесконечности, подобно песчинкам в пустыне. Насер Хемир создал щемящую поэму о неудержимом наступлении зыбких песков Ирана и Туниса.
Под музыку Арманда Амара, в очень приятных для глаза пустынных и оазисных ландшафтах престарелый дервиш ведет по пустыни в таинственный храм девочку, свою внучку — малую возрастом, но взрослую душой. Дервиши не признают ущербности женщины, так что внучка становится своего рода послушницей и продолжательницей подвига Бабы Азиза. Старец был когда-то арабским шейхом, но, оказавшись в пустыни, «встретился с собственной душой», пережил внутреннее просветление — метанойю, после чего обнаружил рядом с собой чудесно явившуюся одежду странствующего мусульманского монаха-суфия. Через нее будущий Баба (старец) получил и духовное преемство с великой и таинственной традицией, носителей которой он до этого даже не видел. Пустынные дервиши собираются раз в 30 лет на большой праздник, очень напоминающий христианскую Пасху, в красивом полукатакомбном храме посреди пустыни, дорогу к которому можно найти только сердцем. Там совершаются всевозможные чудеса, вплоть до воскресения мертвых. Но самая проникновенная сцена — это смерть Бабы Азиза, которая происходит на краю могилы одного из воскрешенных им людей, в состоянии высокой молитвенной сосредоточенности. У русского зрителя эта сцена вызывает прямые ассоциации с фильмом Павла Лунгина «Остров», о котором авторы ирано-арабо-европейской картины, конечно, знать не могли, когда снимали свой фильм
http://www.ex.ua/view/1348121?r=2384414
ЦИтата из фильма
- Баба Азиз, разве ты не пойдешь на собрание в конце концов?
- Пойду мой маленький ангел. Пойду.
- Ты пойдешь совсем один?
- Я найду свой путь.
- Но ты заблудишься!
- Тот, кто имеет веру никогда не заблудится, мой маленький ангел. Тот, в чьей душе покой, никогда не потеряет свой путь.
- Но где проходит собрание?
- Я не знаю, мой ангел.
- А другие знают?
- Нет, они тоже не знают.
- Но как же ты придешь на собрание, не зная где оно?
- Достаточно идти, просто идти. Те, кто приглашен, найдут дорогу.