"Мастер и Маргарита", Юрий Кара, 1994/2011, 113 мин.Уже готовый, фильм 17 лет не мог выйти на экраны. Когда Госдума приняла закон, по которому авторское право защищается 70 лет, у бездетного Булгакова вдруг объявились "наследники". Сергей Шиловский – внук Елены Сергеевны Булгаковой и Евгения Александровича Шиловского – наследник их имущества, проживает в Америке и руководит фондом М.А.Булгакова. Тот, чей дедушка стрелял в Булгакова, когда Елена Сергеевна ходила к Михаилу Афанасьевичу, требовал под благовидным предлогом защиты произведения от искажения, авторских отчислений себе (подробнее
здесь)...
Нужно ли нужно говорить о многочисленных недостатках фильма по большому счёту? Например, единое стилевое пространство в данному случае неуместно: сцены "Евангелия от Сатаны" требуют другого стиля. Вообще, думаю, эти сцены не получились у Кары. За исключением образа Пилата (Михаил Ульянов).
Слабовато показан мистицизм романа, а ведь его автор считал себя мистическим писателем.
Не получился толком параллелизм современных событий и евангельских - столь важный для Булгакова...
Что же получилось хорошо?
Бал у Сатаны. Вообще, игра Анастасии Вертинской-Маргариты мне понравилась
Подготовка к балу
Очевидно сравнивать фильм нужно не с романом, а с экранизацией Бортко. Я телесериал Бортко видел мало, впечатление, что версия Кары лучше. Прежде всего - за счёт более яркой актёрской игры.
Но всё же и здесь некоторые немного переигрывают (Александр Филиппенко - Коровьев, Сергей Гармаш - Иван Бездомный), не убедил меня Николай Бурляев (Иешуа Га-Ноцри).
Анастасия Вертинская (Маргарита), Виктор Раков (Мастер)
Режиссёр Юрий Кара рассказывал, что когда начали снимать древнюю Иудею в знаменитой Судакской крепости в Крыму, неожиданно пошёл снег, что в октябре бывает крайне редко. В довершение не пришёл оператор и забыли привезти плёнку.
Когда Юрий Кара отправился в Москву за пленкой и оператором, прямо напротив дома Булгакова на Садовом кольце сломалась его новая "Волга", полетела коробка передач. После этого съёмочная группа решила снимать нужные сцены на Святой земле в Израиле.
Самая драматичная сцена "Распятие Иешуа" снималась в пустыне в районе Мёртвого моря при жаре в 50 градусов. Из любопытства Юрий Кара сам хотел повисеть на кресте, но когда через 20 секунд истовый Бурляев (в роли Иешуа) стал вопить "Снимите меня!", решил не рисковать. Резали фильм по живому, получилось отсутствие единого ритма, скомканная концовка - всё это говорит о том, что киновариант, скорее, не удался. И, тем не менее, удовольствие я получил
Оценка: 7 из 10.
Полная версия длится 203 минуты, лучше подождать её.