А неким лицам, которые были уверены, что они-то - праведники, и других ни во что не ставили, рассказал Он такую притчу:
"Два человека взошли в Храм помолиться, один - фарисей, а другой - мытарь.
Фарисей встал и молился про себя так: "Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди - корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь; нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка!"
А мытарь, став подальше, даже глаз не смел возвести к небу, но только бил себя в грудь со словами: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!"
Говорю вам, второй пошёл к себе домой более оправданным, чем первый. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен".
Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14)(пер. Аверинцева).
Из этой притчи о мытаре и берёт своё начало Иисусова молитва:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго
Согласно православию, эта молитва может использоваться христианином как универсальное обращение к Богу за помощью при искушении, а монахам она предписывается в качестве действенного средства к христианскому духовному совершенствованию.
Появление этой молитвы связывают и с афоризмами (апофегмам) Макария Египетского, жившего в IV веке (впрочем, он учил безмолвной молитве).
Немало способствовала популярности Иисусовой молитве известная книга «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», написанная во второй половине XIX века. В этом замечательном сочинении говорится об опыте обучения Иисусовой молитве и о способе овладения ею, описанном св. Симеоном в Добротолюбии: «Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“, тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие». “Рассказы странника” – это повествование о человеке, который хотел научиться молиться непрестанно (1 Фес. 5: 17). Но поскольку человек, чей опыт передан в этой книге, был странником, многие его психологические особенности, а также тот способ, каким он научился молитве и как употреблял её, обусловлены именно его образом жизни, и это делает книгу менее общезначимой, чем она могла бы быть; и всё же она – наилучшее введение к этой молитве, которая представляет собой одно из величайших сокровищ Православной Церкви.
Есть несколько форм Иисусовой молитвы, самая краткая подобна мантре (ибо повторяется обычно много раз):
Господи, помилуй.
Молитва Иисусова имеет основополагающее значение в аскетической практике хранения ума и сердца, в борьбе с греховными помыслами. По преимуществу за ней закреплено название умного делания. Молитва Иисусова также называется умно-сердечным деланием (поскольку требует объединения ума и сердца в призывании имени Иисуса Христа), деланием сердца, умной молитвой, тайной молитвой, священной молитвой, сердечной молитвой, затвором ума и сердца, трезвением, хранением ума.
Мне уже приходилось отмечать, что эта молитва больше - для продвинутых. В каждой религии имеется своё эзотерическое учение/практика, - для тех, кто воспринимает религию не как Убежище, но, прежде всего, как Путь. Поэтому будьте осторожны, нельзя перескакивать через ступени Пути.
http://www.youtube.com/user/TheInitializing