"Крадущийся тигр, затаившийся дракон", Ань Ли, Тайвань-Гонконг-КНР-США. 2000 г., 120 минут.
Давно хотел написать не отзыв, а рецензию на этот известный фильм. Он снят по большому роману о боевых искусствах Ван Дулу, написанному в 30-ые годы.
Мнения о нём зрителей делятся полярно. Некоторым нравится, многим - совсем нет.
Энг Ли неоднократно говорил в интервью, что с юных лет мечтал сделать фильм о боевых искусствах. И, по всем формальным признакам, «Крадущийся тигр, невидимый дракон» является таковым. Название, отсылающее к стилям кунфу, действие, разворачивающееся среди мастеров боевых искусств, поиски древнего меча по имени «Зёленая Судьба» в основе сюжета, наконец, полёты по воздуху позволяют уверенно идентифицировать картину, как относящуюся к жанру уся (или усяпян). Между тем, для азиатского зрителя «полёты» не признак того, что персонаж наделен сверхъестественными силами, а просто очень высокие прыжки великих мастеров кунфу, которые в совершенстве овладели энергией (ци). Так что те киноманы, которые сочли фильм сказочкой и даже попсой, просто не в теме. Пробежки по стенам и потолкам, сражения на верхушках деревьев и парение в воздухе отнюдь не являются чем-то необычным для восточных фильмов о боевых искусствах.
Длительные полёты героев фильма очень красивы, жаль, что некоторые зрители их не восприняли
Если сильно не вдумываться в смысл фильма, то можно решить, что «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» всего лишь красивая сказка с элементами экшна. Но это отнюдь не так, форма обманывает многих зрителей. В фильме присутствует сразу несколько смысловых пластов, которые с первого взгляда непонятны. И немудрено, что некоторые критики смогли уловить лишь первичный пласт, самый простой.
Рискну высказать своё мнение: перед нами авторское кино.
Уже его сюжет пересказать весьма непросто.
Попробуем разобраться в идейном содержании фильма.
Итак, главные действующие лица. Их пятеро:
Ли Му Бай - знаменитый воин, непревзойдённый мастер боевых искусств.
Шу Лиен (Юй Шулень) - его давняя подруга-соратница, женщина-воин.
Джен (Юй Цзяолун) - молодая девушка, аристократка из богатой семьи губернатора.
«Нефритовая лиса» - женщина-ниндзя, знаменитая преступница, учитель Джен.
Ло «Тёмное облако» - молодой благородный разбойник.
Ли Мубай и Шу Лиен - уже не так молоды. Их связывают давние любовные отношения. Похоже, платонические.
Фильм начинается с их встречи после долгой разлуки.
Уже тут поклонников фильмов боевых искусств ждёт разочарование: великий воин устал от крови и хочет закончить боевой путь.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Несколько слов об актёрах и съёмочной группе (чтобы ещё лучше вспомнился фильм).
Здесь всё на высшем уровне.
Чоу Юнь-Фат - один из наиболее известных киноактёров Азии. Мировой известности добился благодаря ролям в боевиках Джона Ву: "Светлое будущее", "Наёмный убийца" и "Круто сваренные".
Мишель Йео - эта красивая малазийская актриса самая высокооплачиваемая и популярная актриса Азии.
Является единственной женщиной среди актрис, которой Джеки Чан позволял ставить свои собственные трюки.
Чжан Цзыи - успела сыграть у Имоу, в хорошем фильме "Дорога домой";
сейчас в числе самых известных актрис Китая.
Чжэн Пэйпэй, первая женщина, допущенная в 60-е годы в кино боевых искусств;
сыграла во множестве фильмов про боевые искусства, заслужив почётное прозвище "Королева Мечей".
Постановщик боёв - знаменитейший Юань Хэпин (фильмы с Джеки Чаном, "Матрица"), находившийся в зените своего таланта.
Лучший оператор Гонконга Питера Пяо, снимал такие шедевры жанра боевых искусств как «Убийца» Джона Ву и «Терракотовый воин» Чин Сютуна
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Какие же конкретно смысловые слои в картине?
Это тема Учителя и Ученика.
Тема свободы. Тема выбора правильного Пути.
Тема любви.
Итак, первая тема, ученичества.
Ли Му Бай, вместо того, чтобы покарать дерзкую девицу Джен, укравшую его меч, неожиданно предлагает ей стать его ученицей. И потом, демонстрируя ей своё превосходство в бою, он лишь настойчиво повторяет своё предложение.
Настоящий Ученик не менее редок, нежели настоящий Учитель.
Отчего же Джен отказывается, даже не смотря на своё обещание?
Испытание силы духа
И чему бы стал её учить Ли Му Бай, ведь он, похоже, разочаровался в пути силы?
В фильме ответа на последний вопрос нет. Зритель может только догадываться. Например, о том, что великого воина привлек в Джен не только уровень мастерства!?
Между прочим, то, что нет ответов на все вопросы, - косвенный показатель того, что перед нами авторское кино. Настоящее искусство призвано именно ставить важные вопросы, побуждая тем самым зрителя к сотворчеству.
Тема Учителя и Ученика ещё более сложна в отношениях Джен и "Нефритовой лисы". Последняя настолько хитра, что очевидно сумела втереться десять лет назад в доверие к губернатору, став воспитательницей его дочери. И вот, столько лет эта тёмная баба-убийца вливала яд в сознание девочки! Вот образчики такого воспитания (слова ведьмы):
"Поедем со мной. Ты же не хочешь провести свою жизнь замужем за каким-то бюрократом и загубить свой талант?! Мы будем править как Учитель и Ученица."
"Ты всегда будешь моей госпожой. Наконец мы сами себе будем хозяевами. Мы будем счастливы, это самое главное". Отношения этой пары Учитель-Ученик - это отношения любви-ненависти. Ненависть возникает неминуемо, поскольку встречаются два самолюбия, ведь главные ценности учителя в данном случае все ложные, и она таки передала их ученице.
И кончаются эти отношения трагически, ненависть побеждает, "Нефритовая лиса" пытается убить свою ученицу. Поскольку считает, что та предала её. "Джен, ты моя единственная семья, мой единственный враг", - говорит она перед смертью.
Если задать вопрос, кто является главным героем фильма, ответ, думаю, будет - Джен. Ведь именно она является единственным персонажем, который принимает участие ВО ВСЕХ смысловых слоях картины. Да и ей уделено больше всего экранного времени. И название фильма обманчиво: оно идиоматично, в переводе "затаившийся дракон" - что-то типа "в тихом омуте черти водятся" (!). Речь тут, конечно, о Джен.
Вторая тема фильма - о свободе.
Джен родители выдают замуж, очевидно, не считаясь с её волей, а навязывая ей свою ("Моё замужество очень выгодно для карьеры моего отца"). Она любит другого, но даже рассказать родителям об этом не может. Итак, имеем столкновение личности и рода. Джен не терпит над собой никакого насилия, она так воспитана "Нефритовой лисой". "...но быть свободной, жить своей собственной жизнью, выбирать того, кого любишь, - вот настоящее счастье", - говорит девушка; тут у зрителей, конечно, возникает воспоминание об одном из лучших фильмов Годара: "Жить своей жизнью", в котором героиня за такое же стремление заплатила жизнью.
Более того, Джен своевольна. Понимание свободы как своей воли, - вот то, что всё время ей мешает, притягивает конфликты. Для нас, русских людей, это очень понятная тема Вся сюжетная закрутка - и цепочка зла - начинается с того, что Джен захотелось иметь легендарный меч, и, не в силах противодействовать соблазну (как сказали бы фрейдисты, "жажда пениса"; впрочем, я вижу тут и другое, кармику: меч, лишивший жизни многих, как бы уже сам хочет ещё крови; Ли Му Бай дважды пытается от него избавиться, но меч уже притягивает зло), она решается его украсть.
Девушка мечтает быть свободной, но скатывается в своеволие и грех. Да и разве могло быть по-другому с ней - в эпоху господства конфуцианской морали?
Вспомним китайскую историю. Знание главной книги конфуцианства Лунь Юй наизусть являлось в те времена (начало XIX века) обязательным требованием китайского классического образования. А трактат "Сяо Цзин" („Канон сыновней почтительности“), приписываемый Конфуцию, использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании. Нарушение норм сяо считалось тяжёлым преступлением.
Так что ещё одной важной темой фильма, скрытой от понимания многих европейцев, является тема конфликта между конфуцианством и даосизмом.
Не случайно Джен быстро влюбляется в этого разбойника: он очень внутренне похож на неё
Тема свободы в фильме отражена также в судьбе Ли Му Бая. Похоже, великий воин испытывает кризис тогда, когда пытается достичь гармонии с природой посредством медитации, а ведь это цель даосов. Он, очевидно, такой деятельный раньше, склонный решать вопросы силой оружия, приходит к медитации и молитве.
И теперь уже Ли Му Бай хочет покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Но это и есть главный путь даосизма! Так что здесь имеет место тема столкновения двух главных китайских философских систем - конфуцианства и даосизма. И это уже относится к теме выбора Пути. Как правильно идти, как правильно жить? (Мы, христиане, вспоминаем тут и о выборе между путём Марфы и путём Марии.) Об этом размышляют герои Энга Ли. Так что - какая уж тут попса/мелодрама/уся...
Как правильно реагировать на зло - бороться с ним, с оружием в руках? Или не идти навстречу конфликтам, занимаясь самосовершенствованием в медитации и молитве?
Конечно, выбор молодых героев романа - первый путь. А вот к середине жизненного пути люди часто в нём разочаровываются.
Нам, зрителям, остаётся только догадываться, какой именно ценой и как Ли Му Бай пришёл к мудрости Дао.
Если же поставить вопрос, отчего он гибнет в конце фильма, ответ ясен, на него недвусмысленно намекает Шу Лиен в пожелании Джен никогда не изменять себе. Да, Ли Му Бай именно изменяет себе, своему новому пониманию Пути: он опять берётся за меч. Изменяет он тем самым и своей светлой сути - стремится наказать зло, поддавшись мстительному чувству. У зла в схватке диапазон средств всегда шире, ведь подлость ему свойственна имманентно, насилие - его родная стихия. Но только поражённый ядовитой стрелой (бо сюрикэном) Ли Му Бай вспомнит, что именно этим оружием "Нефритовая лиса" убила его учителя. То есть, уже придя к новому пониманию правильности жизненного Пути, воин не успел научиться жить по-новому. Одной ногой он уже вступил (как бы мы сказали) в новозаветное пространство, но прошлое ещё его держит в заложниках, - почти гамлетовская тема (здесь уместно заметить, что фильм заканчивается гибелью нескольких героев, что характерно именно для Шекспира, но совсем не характерно для мелодрамы).
Между тем, сам Ли Му Бай уверен, что войдёт в рай ("лучше пусть я буду духом, обречённым на скитания, чем войду в рай без тебя"), прав ли он - это вопрос к зрителю.
О свободе мечтает и Шу Лиен, она вынуждена в разговоре с Джен признать, что никогда у неё не было свободы. Это также человек долга и конфуцианской морали. После смерти своего жениха она "должна уважать женский долг", поскольку выйти замуж за Ли Му Бая теперь означает "обесчестить память названного брата Ли Му Бая" (этого покойного жениха). Этого, конечно, не понимает Джен, которая замечает, что ни она, ни Ли Му Бай не виноваты же в той смерти.
Тему любви в картине точнее можно назвать темой несчастной любви. Отчего же не получается у главных героев любовь?
Если Ли Му Баю и Шу Лиен соединить свои судьбы мешают традиционные общественные установки, то что мешает молодым Джен и Ло? Отчего конец фильма трагичен, Джен совершает красивое самоубийство* (оставляя возлюбленному свой гребень, тут вспоминается цветаевское: "Чтобы помнил не часочек, не годок — Подарю тебе, дружочек, гребешок") ?
Этот вопрос остаётся открытым для зрителей.
Пока не буду сейчас на него отвечать, может быть кто-то захочет пересмотреть фильм и/или поделиться мыслями
Я же в заключении хочу выразить автору фильма - может быть, его правильнее называть на китайский лад Ли Ань - свою признательность за отличное кино. На мой взгляд, в фильме прекрасно сочетается красивейший action с глубоким содержанием!
Тайваньский режиссёр Ли Ань
Оценка: 9,5 из 10.
_______________
* Каков однако оксюморон - красивое самоубийство