"Токийская повесть", Ясудзиро Одзу, 1953 г., 136 мин.
Пожилые супруги, живущие в селе, на юге Японии, едут в Токио, проведать своих взрослых детей...
Один из самых известных фильмов мирового кино, постоянно включаемый в первую десятку, и даже в первую тройку. Не частый случай, когда я согласен с мнением критиков. Перед нами несомненно шедевр.
Теперь, когда я посмотрел его второй раз, могу поделиться радостью
Если выделять несомненных классиков японского (а значит и мирового) киноискусства, то получится великолепная четвёрка - Кэндзо Мидзогути, Ясудзиро Одзу, Акира Куросава, Канэто Синдо. Сами японцы всегда считали именно Одзу самым из них выдающимся. Но никогда не пытались пропагандировать его искусство за рубежом, наоборот придерживали его. Поскольку были уверены, что Одзу - сугубо японский режиссёр.
Ясудзиро Одзу (1903-1963) - возможно, лучший японский режиссёр. К сожалению, его не знали ни Брессон, ни Тарковский.
Кино Одзу - медленное, медитативное. Здесь почти полный отказ от модных форм монтажа, да и музыки
В "Токийской повести" значительные разговоры начинаются ...к 40-ой минуте. Я смотрел первый раз эту замечательную во всех отношениях картину в кинотеатре, - и наблюдал, как примерно половина зрителей постепенно засыпает или теряет к ней интерес
На самом деле, конечно, все мизансцены и диалоги имеют конкретные смыслы.
Кино Одзу - кино нюансов, его называли поэтом семейной жизни. Это напоминает нам Чехова. Действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды. Часто главные события - будь то свадьба или смерть главной героини вовсе не показываются напрямую. Хемингуэй оценил бы такое кино
Одзу любил работать с одними и теми же актёрами. Пожалуй, именно Одзу следует приводить в пример как художника, всю жизнь снимающего, по существу, ОДИН фильм.
Своеобразна манера съёмки большинства сцен - с нижней точки и почти неподвижной камерой. Зачем это сделано?
Вспомним, что в японской семье чаще всего сидели без кресел-стульев - на татами. Поэтому крайняя низкая точка съёмки - словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке. У зрителя тем самым создаётся впечатление соучастия в сценах: как будто он находится в одной комнате с персонажами фильма.
Безупречное чувство времени, способность переводить на язык кино ритмы повседневной жизни - также составляющая кинематографа Одзу.
Можно много написать о гармонии, присущей картинам Одзу, совершенной композиции отдельных кадров. Моя приятельница, художница просто назвала "Токийскую повесть" красивым фильмом.
Не вижу пока в критике о свете, присущем чёрно-белому кино Одзу. А ведь общая тональность его фильмов удивительно светлая! Особенно, если вспомнить о других режиссёрах того времени, многочисленных нуарах и т. п.
Удивительно ещё потому, что режиссёр совсем не обходит истинных проблем жизни, а наоборот пристально их исследует.
"Токийская повесть" - не только о конфликтах между отцами и детьми. Хотя именно это главная тема фильма. Одзу продолжает исследовать перемены в семейном укладе японского общества. Отчего дети так и не научились любить своих родителей? А ведь старики так нуждаются в их любви...
Лишь сильно выпив, старики говорят между собой о своих реальных чувствах. Здесь звучит замечательная, запомнившаяся фраза: "Дети никогда не оправдывают ожиданий родителей".
Но фильм, конечно, и о большем. Он - о неизбежной старости, об одиночестве, о смерти, об истинных желаниях людей. Загадка этой картины состоит в том, что непонятно в какие моменты и каким образом быт превращается в Бытие. А то, что это происходит, сомнений не вызывает
У Одзу взгляд мудреца - он никого не осуждает, а просто показывает идущие процессы. Искусство и не должно давать готовых ответов, его функция - ставить правильные, важные вопросы. И есть ли смысл сокрушаться, когда нельзя изменить ни природу вещей, ни природу людей? Остается только любоваться восходом. Что и делает симпатичный главный герой в конце фильма.
Уверен, каждый зритель найдёт в этом фильме что-то близкое себе, это именно общечеловеческое кино.
Но - не засните к 40-ой минуте!
Оценка: 10 из 10.