"Пиковая дама", Яков Протазанов, 1916 год, 62 мин.
Фильм считается классикой русского немого кино.
Может быть, лучшая экранизация повести Пушкина. Как ни странно, для многих
И это - не смотря на то, что Протазанов трактует "Пиковую даму" реалистично. То есть, без мистицизма.
Как это делает Гершензон в своей известной (и единственной неудачной, ИМХО) статье о Пушкине.
Снята полностью линия Лизы, - всё дело в психологии Германна (кстати, это фамилия, а не имя, как думают некоторые авторы современных статей о знаменитой пушкинской повести, пара из них даже теряет одно "н").
Так, призрак графини - очевидно плод его больного и не трезвого воображения
У Протазанова Германн - в исполнении Ивана Мозжухина - патологичен и демоничен с самого начала.
То есть, идёт упрощение многослойного пушкинского текста. (Вот бы снять мистический вариант!..)
И тем не менее, не только благодаря впечатляющей работе короля немого кино, но из-за мастерства создателей фильма, картина смотрится и сейчас, спустя сто лет
Было применено немало новаций - тут и внутрикадровый монтаж, и необычные ракурсы съемки, и двойная экспозиция. Есть очень удачные находки режиссёра и оператора.
В общем - очень хорошее кино.
Хоть я бы и предпочёл другую трактовку-концепцию таинственной повести Пушкина. Достоевский, Ходасевич, Дарский, Лотман (вторая часть этой статьи) - но не Белинский, Гершензон, Гуковский и советские пушкинисты
Оценка: 8 из 10.