"Дневник сельского священника", Робер Брессон, Франция, 1950 г., 116 мин.
Молодой священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и кажется ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает...
Посмотрел вчера в третий раз.
Занятно: во второй раз он понравился больше, нежели в первый, а в третий - лучше, чем во второй.
Правда, отчасти может быть потому, что я недавно прочёл роман Жоржа Бернаноса, по которому снят этот знаменитый фильм. Сценарий Брессона очень близок к тексту романа. И у меня уже не уходила часть внимания на осмысление сюжета..
Это не психологическое кино. Более того, Брессон пренебрегает психологизмом, ибо считает, что "сущность недостижима, а видимость несущественна". Внутренние движения души не выражается через внешние движения тела.
Перед нами необычное кино - духовное. И в этом имеет смысл разобраться.
Идейное содержание романа Бернаноса и, соответственно, фильма Брессона - борьба добра и зла, святости и пошлости, веры и безверия, небесного и земного..
Можно ли жить по евангельским законам в нашем мире Или это неизбежно ведёт к Голгофе в мире, который живёт не по законам любви, а по законам силы?
Наш российский гений Андрей Тарковский, составляя список любимых фильмов, поставил "Дневник сельского священника" на первое место. Он ведь тоже был духовным режиссёром, его интересовали те же вопросы.
Очевиден параллелизм пути главного героя и пути Иисуса Христа. Здесь не только хлеб с вином, но много ещё деталей.
Кинематограф Брессона аскетичен до предела: в каждом кадре только то, что значимо. Так что фильм будет скучен и возможно покажется тоскливым не только любителям мелодрам.
На самом деле эстетика Брессона безупречна, полное единство формы и содержания. И тот, кто примет эту эстетику, уже не на что её не променяет.
Кстати, фильм снял очень знаменитый оператор, и его работа великолепна.
Робер Брессон, как и Жорж Бернанос, был глубоко верующим человеком. И он, как и герой его фильма, чувствовал большое одиночество в мире маловеров.
Вряд ли имеет смысл смотреть эту картину людям, далёким от веры.
Если раньше я ставил 9-9,5 баллов, то сейчас ставлю 10 из 10.