Не повезло этому роману: он не прочитан многими. А я вот сподвигнулся перечитать, спустя треть века.
Помнил, что первые страниц сто нужно терпеть: как бы ни о чём. Это помогло сильно)
Да, думаю, для современных читателей этот роман Достоевского мало доступен. А и осилят - многого не поймут.
Мне легче, профессия подходящая: целитель-биоэнергет). Статейка у меня про бесов написана. Второй раз всё же читал, да и в критику заглянул - Бердяев, Вячеслав Иванов.
Сложная структура у романа, точнее, форма.
Его некоторые недостатки мешают восприятию содержания. Затянутость начала, местами несовершенство стиля, злое чувство автора (он не любит почти всех своих героев, а иногда сбивается на памфлетность, например, в изображении "знаменитого писателя" Кармазинова/Тургенева), антисемитизм ("жидок" Лямшин, всех сдавший, и юродивый Семён Яковлевич, которому как бы противостоят Хромоножка, да и монах Тихон). Есть и некоторые менее внятные недостатки. Например, отношение Достоевского к народу (он во многом разделял мнения своего героя Шатова, то есть, боготворил народ). Или однозначно отрицательный Пётр Верховенский (где ещё у ФМД подобный персонаж? Впрочем, может это и не недостаток, всё же речь о главном революционном бесе!).
И тем не менее, думаю, "Бесы" - очень актуальный роман!
Некоторые его главы поразительны и великолепны. Например, "У наших", "Иван-царевич", "У Тихона". Какое богатство мыслей, идей, да и написано здорово
"Бесы" - роман-предупреждение, роман пророческий. А сочли его многие памфлетом, малохудожественным откликом на дело Сергея Нечаева. Не захотела наша интеллигенция - те, кто всё же прочёл - себя узнать в романе: "Мы-де не такие!"
К тому же были непонятки. Отчего главный герой покончил с собой (глава "У Тихона" была зарублена цензурой)?..
Непроста и символика романа. Вячеслав Великолепный прав, его можно назвать символическим. Интересно сравнение линии Ставрогина-Хромоножка с гётевской линией Фауст - Грэтхен http://www.rvb.ru/ivanov/vol4/01text/02papers/4_173.htm
"Достоевский хотел показать в «Бесах», как Вечная Женственность в аспекте русской Души страдает от засилия и насильничества «бесов», искони борющихся в народе с Христом за обладание мужественным началом народного сознания."
Вообще, образ Хромоножки нетривиален. (Писатель часто мыслит крайностями, вспомним, Соня Мармеладова - проститутка/святая; князь Мышкин - идиот, умнее и лучше всех...)
А вот блестящий Николай Бердяев:
"Достоевский открыл одержимость, бесноватость в русских революционерах. Он почуял, что в революционной стихии активен не сам человек, что им владеют не человеческие духи. Когда в дни осуществляющейся революции перечитываешь «Бесы», то охватывает жуткое чувство. Почти невероятно, как можно было все так предвидеть и предсказать. В маленьком городе, во внешне маленьких масштабах давно уже разыгралась русская революция и вскрылись еще духовные первоосновы, даны были ее духовные первообразы" ("Духи русской революции", 1921 г.).
"Те, которые пошли путями своеволия и самоутверждения, которые направили свою свободу против Бога, не могут сохранить свободу, они неизбежно приходят к ее попиранию. Они неизбежно должны отречься от первородства человеческого духа, от его первородной свободы, они предают свободу царству необходимости, они приходят к величайшим насилиям. Это - одно из самых гениальных прозрений Достоевского. 'Выходя из безграничной свободы, - говорит Шигалев, - я заключаю безграничным деспотизмом'. ...Бунт своеволия ведет к отрицанию смысла жизни, к отрицанию Истины. Живой Смысл и живая Истина подменяются своевольным устроением жизни, созданием человеческого благополучия в социальном муравейнике. Этот процесс перерождения свободы в 'безграничный деспотизм' занимает очень важное место в миросозерцании Достоевского. В революционной идеологии левой русской интеллигенции, по внешности столь свободолюбивой, он изобличает возможность 'безграничного деспотизма'. Он многое увидел первый и увидел дальше других. Он знал, что революция, которую он ощутил в подземном, подпочвенном слое России, не приведет к свободе, что началось движение к окончательному порабощению человеческого духа. ...Достоевский всегда думал, что революционная демократия и революционный социализм, одержимые идеей абсолютного равенства, в последних пределах своих должны привести к господству небольшой кучки над остальным человечеством. Такова система Шигалева и такова же система Великого Инквизитора. ...Одержимость идеей всеобщего счастья, всеобщего соединения людей без Бога заключает в себе страшную опасность гибели человека, истребления свободы его духа" ("Миросозерцание Достоевского", 1924 г.).
В общем, чрезвычайно умный и актуальный для нас роман. Ведь того и гляди, опять начнёт наше общество бунтовать, начнёт-то может и справедливо, а вот чем закончит?!
А в начале романа ФМД пристально вглядывается в те условия, в которых зарождаются бесы, а именно изучает отца Верховенского и мать Ставрогина.